Для «военного МЧС» заказали шагающих роботов

Уникальная робототехническая платформа МРП-300 способна не только передвигаться на колесах, но ползать по земле и передвигаться шагами 28 Октябрь 2016, 09:08
Российские военные спасатели — военнослужащие полков обеспечения, которые занимаются ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, получат в помощники уникальных гибких роботов-гусениц. Новейшее изделие за счет применения уникальной двухзвенной конструкции способно в условиях химического, биологического или радиоактивного заражения перевозить до 300 кг оборудования или грузов со скоростью до 25 км/ч и заезжать на отвесные стены высотой до полутора метров.

Робототехническая платформа МРП-300, разработанная Главным научно-исследовательским испытательным центром робототехники Министерства обороны (ГНИИЦ) совместно с научно-техническим центром «РОКАД», работает по принципу насекомого-гусеницы. Три его сегмента, каждый из которых оснащен парой колес, соединены между собой уникальными гибкими соединениями, благодаря которым робот в случае необходимости выполняет волнообразные движения такие же, как и гусеница.

— В настоящее время платформа МРП-300 проходит заводские испытания, которые продлятся до конца нынешнего года, — рассказал «Известиям» представитель военного ведомства, знакомый с ходом работ. — При этом робот уже включен в перечень перспективных комплексов робототехники, рассматриваемых для принятия на вооружение, как в спасательные подразделения, так и в части и подразделения войск радио-химико-биологической защиты (РХБЗ) и инженерно-саперные войска.

Для выполнения поставленных задач МРП-300 планируется оснастить специальными манипуляторами, способными брать зараженный грунт на анализ, разбирать небольшие завалы, ремонтировать конструкции и обезвреживать мины. Также в состав оборудования робота-гусеницы войдут газовые анализаторы, определяющие степень заражения воздуха и дозиметры и видеокамеры.  

Длина робота МРП-300 не превышает двух метров, однако в «растянутом» состоянии, когда сегменты находятся на максимальном расстоянии друг от друга, его габариты увеличиваются до двух с половиной метров.

— МРП-300 может перемещаться, используя не только колеса, но и с помощью так называемого шагания, — рассказывает «Известиям» технический директор научно-технического центра «Рокад» Евгений Лазарев. — Это особый принцип передвижения, при котором платформа вытягивает на выдвижной трубе свой первый сегмент на небольшое расстояние, а затем, как гусеница, переносит к ней и остальные секции. Это дает ей преимущества на песке, болотах и в глубоком снегу. Там, где другие машины под собственным весом начинают буксовать и зарываться в землю, МРП сможет продолжить движение, перебирая сегментами.

По словам Лазарева, робот также имеет уменьшенную версию, получившую название МРП-100. Она сделана по сочлененной схеме и способна нести 100 кг оборудования. В настоящее время машина уже закупается госкорпорацией по атомной энергии «Росатом».

— Для робота-спасателя, химического разведчика и робота-сапера при работе в условиях современного полуразрушенного города проходимость имеет решающее значение, — рассказывает «Известиям» военный эксперт Олег Желтоножко. — Миниатюрные машины могут увязнуть в песке или упереться в непроходимое препятствие, и в этом случае на роботах армий стран НАТО предусмотрены дополнительные «шагающие» элементы. Как правило, это еще одна пара резиновых гусениц с изменяемой геометрией, которые крепятся на поворотных колесах. Если такой робот увязнет в песке или упрется в невысокое препятствие, то он сможет выбраться, встав на поворотные гусеницы, как на ходули.

В настоящее время шагающими элементами оснащены многоцелевые французские разведывательные роботы Cameleon CBRN, израильские MGTR, а также их устанавливают на великобританские Andros. Однако, по словам Желтоножко, даже с гусеницами-ходулями их проходимость довольно ограничена.

— Это довольно компактные машины, для которых завал высотой полметра уже оказывается непреодолимым препятствием. В то же время робот МРТ-300 способен преодолевать и втрое большую высоту, и при этом, в отличии от зарубежных аналогов, он может нести на себе не десятки, а сотни килограммов груза, — подчеркнул эксперт.