Есть только МиГ? Эксперт о мировом спросе на новый российский самолёт

Перед мировой презентацией новейшего МиГ-35 с участием президента России АиФ.ru расспросил эксперта о самом самолёте и его перспективах на мировом рынке. 27 Январь 2017, 06:56


Заседание военно-промышленной комиссии на производственном комплексе Российской самолётостроительной корпорации (РСК) «МиГ» в подмосковных Луховицах должно было быть особенным не только потому, что проводит его президент страны Владимир Путин.

Первоначально планировалось, что комиссия соберётся на площадке РСК. Показательные полёты МиГ-35 должны были стать частью международной презентации комплекса. Но, как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, прогноз погоды на вторую половину дня оказался неблагоприятным, заседание перенесли в Кремль, общение с сотрудниками корпорации прошло в режиме видеоконференции. Её частью стали видеозаписи предыдущих испытательных полётов МиГ-35. На самом предприятии, очевидно, на презентацию возлагали большие надежды, связанные с включением производства самолёта в госпрограмму вооружений. Тем более что в данный момент ряд стран уже высказали желание стать заказчиками самолёта.

Этот самолёт — новейшая разработка корпорации, он может интенсивно применяться в довольно тяжёлых условиях, когда территория применения оснащена сильной ПВО потенциального противника. Потенциал у МиГ-35 существенный, более 30 стран выразили желание принять участие в церемонии презентации авиационного комплекса, способного поражать цели как воздушные, так и наземные с надводными.

О том, что такое МиГ-35 и какие у него перспективы, АиФ.ru рассказал Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).

Александр Колесниченко, АиФ.ru: Насколько «МиГ» знают в мире, что из себя представляют самолёты этого типа?

Руслан Пухов: Самолёты «МиГ» — Миг-29 и его модификации — сегодня эксплуатируют 29 стран мира. Условно его можно назвать лёгким самолётом, особенно если сравнивать с «тяжёлыми» вроде Су-30.

— Какие особенности у нового МиГ-35?

МиГ-35 — боевой авиационный многофункциональный комплекс поколения 4+, впитавший в себя лучшие традиции МиГовской школы. Дешёвый, доступный, унаследовавший все лучшие черты МиГ-29, своего прародителя, но практически полностью избавившийся от его недостатков, таких, как маленький радиус действия из-за высокого потребления топлива и его низкого запаса. На предприятии смогли, например, уменьшить дымность двигателя. Довели машину, что называется, до «звона». МиГ-29 был чистой воды фронтовой истребитель-перехватчик. Новый комплекс — многофункциональный самолёт, способный работать и по целям на земле, в том числе управляемым высокоточным оружием.

— Какие у него перспективы?

— Большинство военно-воздушных сил мира, по крайней мере, таких стран, как Россия, Китай и США, компонуются примерно так: 30% тяжёлых самолётов (типа F-15 или идущего ему на смену самолёта пятого поколения F-22) и 70% лёгких (типа F-16, F-35, у нас — МиГ-29). В настоящий момент и Россия, и часть её клиентов, таких, как Вьетнам, Алжир, Индия, уже по полной программе упаковались тяжёлыми самолётами семейства Су. Поэтому можно сказать, что на рынке наступает эра лёгкого самолёта.

При этом, например, Индия предпочла французский Rafale (многоцелевой истребитель четвёртого поколения, название переводится как «Шквал», — ред). Понятно: после того как они купили Су, им захотелось диверсификации, другой страны-поставщика. С одной стороны, МиГ-29 потяжелее Rafale. У нас традиционно и материалы были похуже, и двигатели с меньшим ресурсом, их надо чаще менять. Это известные проблемы отечественного авиастроения ещё с советских времён, которые мы стараемся преодолеть. С другой стороны, МиГ дешевле и в покупке, и в эксплуатации. Кроме дороговизны, выбор в пользу Rafale я считаю неочевидным и с той точки зрения, что эти самолёты сделаны как хрустальная туфелька принцессы. Данную машину до сих пор использовала только сама Франция: со своей национальной территорией, со своей национальной культурой, техниками. Посмотрим, как Rafale покажет себя в условиях другого климата, других технических регламентов и т. д.

В итоге, думаю, как минимум половина стран, эксплуатирующих сейчас МиГ-29, проявят интерес и к МиГ-35. Понятно, что его не будет покупать, например Польша. Но есть наши союзники: Белоруссия и Армения, такие страны, как Сербия, Сирия, Египет, некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона, такие, как Филиппины, Бангладеш. Кроме того, думаю, Иран, когда с него снимут санкции, в первую очередь обратится к МиГ-35, учитывая существующий у них парк МиГ. Ирак, который проявлял интерес, учитывая его сложный комплекс отношений с американцами и недовольство F-16. В Латинской Америке это может быть Перу, при некоторых условиях Куба и другие. Я думаю, что два десятка стран проявят интерес, а добрая дюжина в перспективе в течение ближайших десяти лет может этот самолёт закупить.

— Сколько таких самолётов может быть произведено?

— В 2017 году будет согласовываться госпрограмма вооружений. Если в результате в ней будет заложено несколько десятков (30–50) самолётов МиГ-35 для собственной армии, я прогнозирую спрос на 200–300 машин в ближайшее десятилетие. Если его не будет в госпрограмме, то 100–150 самолётов. (Вечером 26.01.2017 стало известно, что МиГ-35 включён в новую госпрограмму вооружений - прим. Defence.ru)

Источник