Фрегаты и корветы: международные программы и проекты

Фрегаты и корветы всегда были опорой флота любой морской державы. Недавние сокращения бюджетов и изменения обстановки в мире требуют более гибких, менее объемных и не таких дорогих платформ. Однако в операциях высокой интенсивности требуются современные решения для реализации специальных задач, таких как противоракетная оборона или нанесение ударов по объектам в тылу противника. Фрегаты и небольшие корветы продолжают демонстрировать готовность приспосабливаться к новым требованиям и экспортным запросам, в то время как новые проекты «затачиваются» под заметные оперативные тренды.

Фрегаты и небольшие корветы продолжают демонстрировать готовность приспосабливаться к новым требованиям и экспортным запросам, в то время как новые проекты «затачиваются» под заметные оперативные тренды. 30 Сентябрь 2014, 22:43

ФРАНЦИЯ/ИТАЛИЯ

Франко-итальянская программа по созданию многоцелевого фрегата FREMM достигла этапа активного строительства боевых кораблей для флотов обеих государств под эгидой европейского Объединенного агентства военных поставок (Organisation Conjointe de Cooperation en matière d’Armement, OCCAR).

Переданный ВМС Франции и вошедший в строй в августе 2012 года Aquitaine («Аквитания»), первый фрегат в рамках программы FREMM, проходит комплексные испытания и мероприятия по отладке корабельных систем. Экипаж Aquitaine во втором полугодии 2013 года провел 4-месячный этап ввода в эксплуатацию, проходивший в Атлантике— были протестированы системы и возможности корабля без доступа к обычным средствам технического обслуживания. Выход на режим полной работоспособности запланирован на текущий год. Второй корабль этого класса, Normandie («Нормандия»), участвует в морских испытаниях боевых систем, в то время, как Provence («Прованс»), третий французский корабль проекта FREMM (иначе — типа Aquitaine — по названию первого корабля), был спущен на воду в сентябре 2013 года.

Первый французский корабль, построенный в рамках программы FREMM — Aquitaine —  представляет собой фрегат ПЛО. Еще два специальных варианта кораблей типа Aquitaine — многоцелевой фрегат и вариант для нанесения ударов по наземным объектам противника.

Два других фрегата, Languedoc и Auvergne, находятся на разных этапах строительства, а экспортный Mohammed VI был передан Королевским ВМС Марокко в январе этого года. Согласно утвержденному военному бюджету Франции на 2014-2019 годы, шесть противолодочных вариантов фрегатов FREMM, вооруженных крылатыми ракетами MBDA MdCN (missile de croisière naval) или SCALP Naval, должны быть переданы французским ВМС до 2019 года, в то время как корабли 7 и 8 будут представлять собой версию для противовоздушной обороны FREDA (frégates de défense aériennes, «фрегат ПВО»).

Французские фрегаты FREMM оснащаются высокоавтоматизированными системами общего назначения и управления боем, которые поддерживаются интегрированной мостиковой системой, что позволяет довольно крупному кораблю — водоизмещение около 6 тыс. тонн, длина - 142 м, ширина - 20 м — управляться экипажем из 108 человек, включая персонал, отвечающий за вертолет NH90 Caiman. Комбинированная силовая установка включает газотурбинный двигатель General Electric 32MW LM-2500+G4 и два электромотора Jeaumont Electric 2.15 MW или четыре дизель-генератора, которые обеспечивают максимальную скорость в 27 узлов, а также малошумный режим движения на скорости до 16 узлов.

В качестве боевой информационно-управляющей системы (БИУС) фрегаты типа Aquitaine используют систему DCNS Setis, специально разработанную для морских военных сценариев высокой интенсивности, которая управляет всеми функциями боевых систем корабля через централизованную архитектуру. Thales поставляет для фрегатов коммуникационный комплекс на основе IP с возможностью внутренней и внешней передачи голоса и данных через несколько каналов, а также командную информационную систему SIC-21. Среди бортового оборудование — многофункциональный радар S-диапазона Thales Herakles, инфракрасная система наблюдения и сопровождения Artemis того же производителя, cистема управления артиллерийским огнём 76-мм орудия Sagem Najir, интегрированный комплекс постановки помех Sigen Elettronica-Thales, а также пусковые установки постановщика помех Sagem NGDS. Интегрированный противолодочный гидроакустический комплекс Thales включает размещаемый на носу корабля сонар UMS 4110 и буксируемый низкочастотный UMS 4249, пассивную антенную решетку для обнаружения торпед и постановщик акустических помех.

Вооружение корабля включает 76-мм артиллерийскую установку Otobreda (Oto Melara), две установки вертикального пуска DCNS Sylver A43 для 16 ЗУР MBDA Aster (в ближайшем будущем — две Sylver A70 для 16 MdCN), две пусковых установки для торпед MU-90 и восемь противокорабельных ракет MBDA Exocet Block 3, а также два 20-мм дистанционно управляемых боевых модуля Nexter Narwhal.

На выставке Euronaval 2012 французская судостроительная группа DCNS представила еще один вариант фрегатов типа Aquitane — Extended Range (ER). Он в целом похож на базовый FREMM, но предназначен, прежде всего, для решения задач ПВО и ПРО. FREMM-ER разработан для ВМС Франции, а также иностранных заказчиков (уже предложен нескольким странам; один из последних заказчиков — Канада). Главное и основное отличие этого варианта фрегата заключается в интегрированной мачте, разработанной промышленной группой под руководством DCNS (один из участников — Thales), и модернизированной БИУС Setis. На мачте размещается новый радиолокационный комплекс Sea Fire 500, состоящий из четырех больших неподвижных активных фазированных антенных решеток, и имеющий в своей основе платформу Thales SR3D (ранее использовалась для создания комплекса Sea Master 400 3D голландским подразделением Thales).

Десять фрегатов типа Carlo Bergamini заменят двенадцать кораблей типа Lupo и Maestrale. Спроектированные в 1970 годах эти фрегаты были введены в строй, как ответ на рост советского военно-морского присутствия в Средиземноморье.

Первый из итальянских многоцелевых фрегатов Carlo Bergamini в конце прошлого - начале этого года участвовал в пятимесячном походе в составе авианосной группы, сформированной вокруг авианосца Cavour. Походу в район Ближнего Востока и Африки предшествовали комплексные испытания и оценочный период, которые завершились передачей фрегата итальянским ВМС в мае 2013 года. Второй корабль того же класса, противолодочный Virginio Fasan, был передан военному флоту Италии в декабре прошлого года, третий — противолодочный Carlo Margottini — в феврале 2014-го. Последующие фрегаты будут вводиться в строй с 12-месячным интервалом — итальянское правительство выделило деньги на постройку 8 из 10 кораблей (четыре общего назначения и четыре противолодочных корабля), по двум оставшимся договоренности будут достигнуты к апрелю 2015 года. Все эти корабли оснастят интегрированной мачтой последнего поколения — анализ осуществимости проектного решения был инициирован руководством ВМС Италии в декабре прошлого года. Совместно с группой компаний — Selex ES, Fincantieri, Elettronica и др. — представители итальянских военно-морских сил разработают прототип масштабируемой интегрированной мачты для оснащения нового типа военных кораблей — программа стартует в этом году.

Построенные и оборудованные Orizzonte Sistemi Navali (OSN), совместным предприятием Fincantieri и Selex ES (дочерняя компания Finmeccanica), итальянские корабли проекта FREMM имеют водоизмещение 6700 тонн, длину 144 метра и ширину 20 метров, они также оснащаются высокоавтоматизированными системами общего назначения и управления боем. Интегрированная мостиковая система позволяет экипажу корабля, насчитывающему 131 человека (133 — для противолодочной версии), гибко и оперативно управлять фрегатом (при подсчете экипажа не учитывается персонал, осуществляющий обслуживание вертолетов — двух SH90 или одного EH101 и одного SH90.

В основе боевой корабельной системы — БИУС, разработанной Selex ES, которая характеризуется интегрированной архитектурой и коммуникационным комплексом на основе IP с многоканальной обработкой данных. И фрегаты общего назначения, и противолодочные корабли оснащаются общим набором вооружения и систем предупреждения, в основе которого система ПВО с расширенными возможностями MBDA SAAM-ESD, включающая вариант многофункциональной РЛС EMPAR от компании Selex ES (C-диапазон) и противокорабельные ракеты Aster 15/30, запускаемые посредством двух УВП DCNS Sylver A50 (8 ячеек каждая). Selex ES также поставляет опрашивающие системы «свой-чужой» SIR-M5, навигационное оборудование, радар ближнего/среднего диапазона для наблюдения за поверхностью и воздушной обстановкой на малых высотах RAN-30X/I, а также 2 системы автоматического управления стрельбой NA-25.

Оборудование РЭБ аналогично используемому на французских фрегатах. В то время как корабли общего назначения оснащаются только размещаемым на носу корабля сонаром Thales UMS 4110 и ГАС предупреждения о минной опасности WASS, противолодочная версия итальянского фрегата включает также буксируемый низкочастотный UMS 4249, пассивную антенную решетку для обнаружения торпед и постановщик акустических помех WASS. Системы вооружения включают артиллерийскую установку Otobreda 127/64 LW с управляемым снарядом Vulcano и АУ Otobreda 76 mm Super Rapid с управляемыми снарядами Strales (по две на противолодочных кораблях, вторая заменяет 127-мм пушку), две 25-мм АУ Oto Melara, два 324-мм торпедных аппарата системы EuroTorp MU-90 и восемь противокорабельных ракет MBDA Otomat Block IVa (четыре Otomat и четыре противолодочных Milas на соответствующих версиях фрегатов).

В рамках выставки Euronaval 2012 компания OSN также продемонстрировала различные боевые комплексы и силовые установки для фрегатов FREMM, а также обновленные надпалубные сооружения, специально разработанные для интеграции БИУС Aegis компании Lockheed Martin c четырьмя РЛС кругового обзора SPY-1D(V) — вкупе с газотурбинным/дизельным двигателем такой вариант был предложен бразильским ВМС, проводящим обновление надводного флота.

ГЕРМАНИЯ

В декабре 2013 года первый из четырех фрегатов типа Type F125 или Baden-Würtemberg был спущен на воду на гамбургских судоверфях ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS). Помимо размещения экипажа корабля конструкция фрегата предусматривает дополнительный жилой отсек для 50 бойцов специального назначения. На борту могут размещаться от 2 до 4 скоростных катеров и два многоцелевых вертолета NH90. Немецкие фрегаты, построенные TKMS и Lürssen будут введены в эксплуатацию с 2016 по 2018 годы. Корабль имеет внушительные габариты — водоизмещение 7200 тонн и 149-метровый корпус шириной 18,8 метра. Новейшие фрегаты будут оснащены системой автоматизированного управления от Siemens Marine & Shipbuilding, которая позволяет экипажу в 110 человек (плюс 20 человек, обслуживающих вертолеты) управлять кораблем и обслуживать его даже в течение долгосрочных морских походов без заходов в доки.
Корабли типа F125 официально считаются фрегатами, но их размеры сравнимы с эсминцами — с учетом того, что их водоизмещение превышает 7200 тонн, это самые большие фрегаты в мире на сегодняшний день.

БИУС Atlas Naval Combat System (ANCS), разработанная компанией Atlas Elektronik, совместным предприятием TKMS и Airbus DS, имеет в своей основе вычислительный комплекс с открытой и распределенной архитектурой. ANCS работает параллельно с тактической системой передачи данных Atlas Tactical Data Link System (ADLiS), которая обеспечивает интерфейс между системами, поддерживающим стандарты Link 11, Link 16 и Link 22. Центральный элемент сенсорного комплекса корабля — распределенная по двум интегрированным мачтам РЛС с фазированной антенной решеткой Cassidian TRS-4D (C-диапазон). Подобная схема используется для повышения электронной живучести корабля — фрегат сохранит работоспособность даже в случае тяжелых повреждений.


Фрегаты типа F125 также оборудуются пассивной системой наблюдения Simone (Ship Infrared Monitoring, Observation and Navigation Equipment), производимой компанией Diehl BGT Defence, обеспечивающей раннее обнаружение ассиметричных угроз. Средства РЭБ, по всей видимости, будут включать интегрированную антенную систему ACD001 от Rhode&Schwarz, тактическую систему наблюдения Rockwell Collins CS-3600 RESM и систему постановки помех Rheinmetall Defence MASS. Системы вооружения включают артиллерийскую установку Otobreda 127/64 LW, способную работать с управляемыми снарядами Vulcano и пять дистанционно управляемых боевых модулей Hitrole, а также две установки зенитных ракет Mk 49 RAM и две легких 27-мм морских пушки Rheinmetall Defence MLG 27.


В качестве экспортного варианта TMKS также предлагает многоцелевой фрегат собственного успешного семейства MEKO, строящихся подразделением концерна Blohm+Voss. Последняя разработка, MEKO 600 имеет в свой основе проект фрегатов Type 124. Корабли водоизмещением 5800 тонн, длиной 143 метра и шириной 17,4 метра могут использоваться для ПЛО, ПВО, противокорабельных действий, контроля над морским пространством, переброски экспедиционных сил и целого ряда других специальных задач. TKMS, впрочем, продолжает реализовывать и менее масштабные проекты, например — фрегаты MEKO A-200, заказанные ВМС ЮАР.

В марте 2012 года Министерство обороны Алжира заключило с TKMS контракт с необъявленной суммой (по некоторым данным — 2,17–2,5 млрд евро) на поставку двух фрегатов MEKO A-200 и шести вертолетов AgustaWestland Super Lynx, оптимизированных для ведения ПЛО и противокорабельных действий, а также услуги по обучению, созданию инфраструктуры и обслуживанию. Эти корабли в целом идентичны южноафриканским 3650-тонным фрегатам типа Valour и имеют такую же силовую установку. Боевые системы двух новых кораблей будут включать БИУС компании Atlas Elektronik, а также, если верить источникам информации в оборонной промышленности, многорежимную РЛС TRS-3D (Airbus Defence and Space) и интегрированную систему управления боевым кораблем L-3 MAPPS IPMS. Как ожидается, вооружение фрегатов будет состоять из АУ Otobreda 127/64, способную работать с управляемыми снарядами Vulcano, две легких 27-мм морских пушки Rheinmetall Defence MLG 27, противокорабельные ракеты Saab RBS 15 Mk3, ЗРК Umkhonto южноафриканской компании Denel Dynamics и два торпедных аппарата для пуска EuroTorp MU-90.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

На выставке DSEI 2013 в Лондоне BAE Systems Maritime и Министерство обороны Великобритании представили последнюю разработку в рамках программы Type 26 GCS (Global Combat Ship). Идущий на замену имеющимся фрегатам Type 23 новый надводный корабль сможет выполнять широкий диапазон боевых заданий как в одиночном плавании, так и в составе оперативной группы кораблей. Планируется, что фрегаты Type 26 будут основой надводного флота Великобритании вплоть до 2060 года. Среди прочих особенностей фрегатов нового типа — полетная палуба, готовая принимать вертолеты Chinook. Первый из 13 запланированных кораблей войдет в строй в начале 2020 годов.

Длина и ширина 6000-тонного Type 26 составляют соответственно 148,5 и 20 метров. Фрегат будет оснащаться комбинированной дизель-электрической или газотурбинной силовой установкой (одна газовая турбина Rolls-Royce MT30, четыре высокоскоростных дизель-генератора MTU 20V 4000 M53B и два электродвигателя обеспечивающих максимальную скорость более 26 узлов). Численность экипажа корабля составляет 118 человек, помимо которых на борту фрегата можно разместить 72 военнослужащих.

Программа замены фрегатов Type 22 и Type 23 стартовала в 1998 году. Киль первого корабля Type 26 по плану будет заложен к концу следующего года. Интересно, что входе проектирования среди прочих вариантов конструкции рассматривался тримаранная схема.

Электронное оборудование корабля включает новейшие системы или комплексы, прошедшие модернизацию. Например: РЛС со средней дальностью действия Type 997 Artisan 3-D, ГАС Sonar 2050 и Sonar 2087, современный комплекс РЭБ, включающий меры электронной поддержки в радиолокационном диапазоне и в диапазоне средств связи (RESM/CESM) и средства постановки помех. 

Что касается систем вооружения, то на сегодняшний день известно об оснащении фрегатов новой системой ПВО Sea Ceptor производства MBDA, установка которых также планируется и на корабли Type 23. Новые фрегаты будут оснащены пусковыми установками Mk 41 VLS производства Lockheed Martin и MBDA (версия ExLS — Extensible Launching System, наращиваемая система пуска), которая сможет работать с крылатыми ракетами Tomahawk. 

Кроме того, Type 26 будет вооружаться новейшей морской системой ведения огня непрямой наводкой, двумя Phalanx, двумя 30-мм автоматическими пушками DS30M, двумя торпедными аппаратами BAE Systems Sting Ray; полетная палуба сможет разместить два вертолета AgustaWestland Wildcat Lynx или один Merlin.  

Система ведения огня непрямой наводкой будет представлена 5-дюймовой морской пушкой BAE Systems Mk 45 Mod.4 или артиллерийской установкой Otobreda 127/64 LW. 

Модульная конструкция фрегатов Type 26 упрощает внесение изменений, связанных с экспортными требованиями. Например, в рамках договоренностей с Королевскими ВМФ Австралии BAE Systems заключило соглашение с местной компанией CEA Technologies на оснащение корабля интегрированной мачтой, укомплектованной АФАР, работающим и в S-диапазоне, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, системой радиолокационного опознавания и, возможно, комплексом РЭБ.

РОССИЯ

Российские, а до этого — советские, судоверфи экспортировали практически все возможные типы судов и кораблей. По окончании Холодной войны военно-морская промышленность Российской Федерации начала договариваться о поставках кораблей последних поколений своим «историческим заказчикам», например, Индии и Китаю. Так, в ноябре 1997 года индийцы подписали контракт на сумму $1 млрд на поставку трех многоцелевых фрегатов типа Krivak III (по кодификации НАТО; российская классификация — сторожевые корабли проекта 1135). Проект фрегата, отвечающего требованиям заказчика, был разработан Северным проектно-конструкторским бюро. В строительстве кораблей участвовало около 130 смежников из России и Европы. Три фрегата типа Talwar были переданы индийской стороне в течение 12 месяцев начиная с мая 2002 года.

Один из кораблей проекта 1135, СКР «Беззаветный», стал примером доблести советских моряков, совершивших навал на крейсер УРО ВМС США Yorktown во время операции по вытеснению американских кораблей из 12-мильной зоны СССР в феврале 1988 года.

Новый контракт на поставку трех дополнительных фрегатов был подписан в июле 2006 года — строительство кораблей осуществлялось на заводе «Янтарь» в Калининграде. Последний из заказанных фрегатов был введен в строй в июне 2013 года. За год этого Индия начала переговоры о приобретении еще трех кораблей. 4000-тонные фрегаты типа Talwar (длина — 124,8 м, ширина — 15,2 м) подверглись значительным изменениям (по сравнению с прототипом) — видоизмененная форма надводной части корпуса и надстройки позволила значительно снизить радиозаметность корабля. 

Силовая установка фрегатов Talwar построена по схеме COGOG (раздельная работа форсажных и маршевых двигателей) и представляет собой разработанный НПО «Машпроект» и произведенный ПО «Заря" газотурбинный агрегат М7Н.1Э, состоящий из двух турбин экономического хода ДС-71 и двух турбин полного хода ДТ-59.1 (максимальная скорость хода — 30 узлов).

Фрегаты типа Talwar практически полностью построены и оснащены российскими судостроителями и оружейниками. Из индийских компонентов на кораблях этого класса используются только гидроакустическая система и средства связи.

Электронное оборудование кораблей включает БИУС «Требование-М», обзорный радар «Фрегат-М2ЭМ», радиолокационную станцию целеуказания «Гарпун-Б», навигационные РЛС, а также множество систем управления огнем, комплекс РЭБ TK-25E-5 и противолодочные средства.

Вооружение фрегатов включает 100-мм артиллерийскую установку А-190Е, два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан», один зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1», восемь ПЗРК «Игла-1Э» и установку вертикального пуска 3С-14 на 8 ракет Club-N. Противолодочное вооружение включает реактивный бомбомет РБУ-6000 и два 533-мм торпедных аппарата. Фрегаты имеют палубный ангар для одного вертолета Ка-28  или Ка-31.

ИСПАНИЯ

Последний из пяти фрегатов типа Álvaro de Bazán (также известны как фрегаты типа F100) был передан ВМС Испании в октябре 2012 года. Проект F100 разрабатывался испанской судостроительной компанией Navantia и смог привлечь внимание зарубежных заказчиков — фрегаты этого типа были заказаны Королевскими ВМС Австралии и военно-морским флотом Норвегии.

Серия из пяти фрегатов типа Álvaro de Bazán были построены для действий в составе поисково-ударной группы в районе Гибралтара. На фото — первый корабль серии.

Пять фрегатов типа Nansen, построенные Navantia для Норвегии, имеют меньшее водоизмещение (5290 тонн, 134 метра), в то время как три австралийских эсминца типа Hobart, разработанные на основе F100, обладают водоизмещением в 7000 тонн. Hobart будут построены в Австралии специально образованным консорциумом AWD Alliance, в который помимо прочих компаний вошли крупнейший судостроитель ASC и Raytheon Australia, отвечавшая за системную интеграцию.  

Боевые системы эсминцев Hobart имеют в своей основе БИУС Aegis от Lockheed Martin, включающую многофункциональный радар SPY-1D(V), две системы управления огнем Raytheon Mark 99, радар обзора поверхности Northrop Grumman SPQ-9B, инфракрасную станцию слежения Sagem Vampir NG IRST, две электронно-оптических системы управления огнем Ultra Electronics Series 2500 EO, систему захвата цели Rafael Toplite, ГАС Ultra Electronics, комплекс РЭБ на основе систем Exelis ES-3701 ESM, SwRI CESM и постановщика помех BAE Systems Nulka. 

Изначально первый эсминец типа Hobart должен был принят на вооружение уже в этом году. Но спустя несколько дней после закладки первого корабля, в сентябре 2012 года Министерство обороны Австралии объявило о почти двухгодичном смещении графика.

Система вооружения австралийских эсминцев включает основную пушку BAE Systems Mk 45 127/62, ЗАК Raytheon Phalanx 1B, два дистанционно управляемых боевых модуля Rafael Typhoon с 25-мм пушками, установку вертикального пуска Lockheed Martin Mark 41 для ракет Raytheon Standard SM-2MR Block IIIA и RIM-162 ESSM, восемь противокорабельных ракет Boeing Harpoon, два торпедных аппарата для EuroTorp MU-90. Эсминец также может нести на борту один вертолет Sikorsky MH-60R.  

Испанский флот и Navantia работают над новым типом фрегатов F110 — пять запланированных кораблей должны к середине 2020 годов заменить шесть фрегатов типа Santa Maria. Программа все еще находится на первом этапе разработки, но уже очевидно что она имеет экспортный потенциал. Ожидается, что это будет 5000-тонное однокорпусное судно с гибридной силовой установкой, объединяющей дизель-электрический двигатель и газовую турбину. Navantia и Indra подготовят проект интегрированной мачты с возможностью установки АФАР S-диапазона собственной разработки, а также комплекта оборудования для новой палубной надстройки включая средства РЭБ и систему радиолокационного распознавания.

НИДЕРЛАНДЫ

Семейство патрульных кораблей, корветов и фрегатов типа Sigma 10514 от 50 до 150 метров длиной — последний из проектов нидерландской Damen Schelde Naval Shipbuilding. Флот Индонезии подписал контракты с судостроителями в июне 2012 и феврале 2014 года на постройку двух кораблей, который подразумевал передачу необходимых для постройки технологий местной компании PT PAL. 

Передача ВМС Индонезии кораблей Sigma 10514 запланирована на начало и конец 2017 года. Они будут отличаться от небольших моделей, уже имеющихся во флотах Индонезии и Марокко, 2400-тонным водоизмещением при длине 105 метров и ширине 14 метров, экипажем в 100 человек (с возможность размещения еще 20) и увеличенной палубной надстройкой для размещения третьего боевого модуля. 

В январе этого года был заложен киль первого корабля типа SIGMA 10514. Кстати, в названии этого семейства фрегатов уже указаны основные размеры корабля: длина - 105 метров, ширина - 14 метров.

В дополнение к более мощной гибридной дизель-электрической силовой установке, корабли Sigma 10514 будут оснащаться системой управления боем на основе последней модификации Thales Tacticos CMS с расширенным функционалом и апгрейдом программного обеспечения, выполненного при участии индонезийской компании PT LEN. БИУС будет управлять системами датчиков и вооружением, которые включают в себя обзорную РЛС Thales Nederland Smarts-S Mk 2, электронно-оптическую систему управления огнем Stir 1.2 Mk2, системы связи и навигации, ГАС Kingklip и неназванный пока комплекс РЭБ. Вооружение кораблей включает пушку Oto Melara 76/62 Super Rapid, 35-мм АУ Oerlikon Millennium, установку вертикального пуска на 12 ячеек для выполнения задач ПВО (планируется использование MBDA VL MICA), восемь ракет MBDA Exocet ASM, два торпедных аппарата и легкие пушки.

МАЛАЙЗИЯ

В октябре 2013 года судостроительная корпорация Boustead Heavy Industries подтвердила получение собственной дочерней компанией Boustead Naval Shipyard 10-летнего контракта на сумму $2,8 млрд. Согласно договоренностям с Министерством обороны Малайзии компания должна спроектировать и построить для Королевских ВМС шесть корветов типа SGPV-LCS (Second-Generation Patrol Vessel – Littoral Combat Ship, патрульное судно второго поколения — боевой корабль прибрежной зоны).  

Сравнимые по размерам с легкими фрегатами новые корабли будут созданы на основе проекта Gowind французской DCNS. Первый корвет будет передан Королевским ВМС Малайзии в 2017 году, последующие планируется сдавать каждые 6 месяцев. 

После объявления программы SPGV малайзийцы получил предложение от 6 иностранных судостроителей. Наиболее интересными оказались TKMS MEKO 200, Damen Schelde SIGMA 10514 и DCNS Gowind — Минобороны Малайзии остановили свой выбор на последнем варианте.

Малайзийская судостроительная группа будет ответственна за установку и интеграцию систем и испытания в рамках программы SGPV-LCS. По последним данным длина типового корвета будет составлять 111 метров, ширина - 16; корабль водоизмещением от 2750 до 3000 тонн будет обслуживать экипаж численность около 100 человек. Четыре дизельных двигателя MTU позволят развивать скорость хода до 28 узлов. Среди корабельных надстроек — кормовая полетная палуба и ангар для вертолетов средних размеров, а также интегрированная мачта для радаров и электроники. 

Помимо этого известно, что в качестве БИУС будет использоваться DCNS Setis совместно с системой управления огнем Rheinmetall TMEO mk2, 3D-радар Thales Nederland Smart-S Mk 2 и ГАС Thales Captas 2. Среди систем вооружения — ЗРК MBDA Mica VL или Raytheon ESSM, противокорабельные ракеты MBDA MM40 Block 3 Exocets или Kongsberg NSM, 57-мм артиллерийская установка BAE Systems Mk 3 Bofors и две дистанционно управляемые 30-мм пушки MSI-Defence.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ

Что касается Дальнего Востока, то в этом регионе свое «корабельное портфолио» успешно предлагают южнокорейские судостроительные группы Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Hyundai Heavy Industries (HHI). В августе прошлого года Daewoo выиграла $470-миллионный контракт на поставку первого из двух фрегатов для ВМС Таиланда в августе 2018 года. Судя по имеющейся информации 3700-тонный корабль (длина и ширина, соответственно, 122,5 и 14,4 метра) будет создан на основе проекта DW3000H, который включает интегрированную мачту, объединяющую радиолокационные комплексы и системы связи, пушку Oto Melara 76/62 Super Rapid, две 30-мм пушки MSI-Defence Seahawk, 8-ячеечную УВП Lockheed Martin Mk 41 для пуска 32 ракет Raytheon RIM-162 Evolved Sea Sparrows и оборудование, необходимое для обслуживания 10-тонного вертолета. Saab предоставит системы управления боем и радарный комплекс, в то время как Atlas Elektronik оснастит корабль гидроакустическими системами. Daewoo также предлагает проект фрегата, отвечающий требованиям филиппинских ВМС.