«Ил» отправят вперёд в прошлое

Несмотря на своевременное завершение формирования Дивизиона транспортной авиации, в СМИ появилась информация о скорой смене генерального директора головной компании Дивизиона - ПАО «Ил». По данным источников СМИ, вместо Алексея Рогозина «Ильюшин» может возглавить действующий гендиректор ТАНТК имени Г. М. Бериева Юрий Грудинин. Разбираемся, почему это плохо. 9 Июль 2018, 10:35
Дивизион транспортной авиации «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) полностью сформирован. Сообщается, что в его состав вошли «Авиастар-СП» (Ульяновск), «ВАСО» (Воронеж), «ОАК - транспортные самолёты», Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева (Жуковский), «Ил-Ресурс» (Москва), а также «123 АРЗ» (Старая Русса), «20 АРЗ» (Пушкин), «308 АРЗ» (Иваново) и «325 АРЗ» (Таганрог). Головной компанией дивизиона стало возглавляемое Алексеем Рогозиным ПАО «Ил», как и планировалось ранее.
Дивизион транспортной авиации «Объединенной авиастроительной корпорации» полностью сформирован.
«Объединение всех предприятий под эгидой дивизиона транспортной авиации позволит увеличить эффективность работы в сфере разработки, создания, модернизации, проведения ремонтных работ и сервисного обслуживания авиационной техники. Такое решение призвано консолидировать все заказы и кредитные портфели, оптимизировать производственные мощности, а также находить и заключать новые контракты, в том числе экспортные», - сказал вице-президент по транспортной авиации ОАК, генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.

Как ранее сообщили в ОАК, комментируя переход на дивизиональную структуру, изменения обусловлены логикой трансформации корпорации: «Целевая модель предполагает пошаговый переход к единой компании с формированием четырех дивизионов - гражданской, военной, транспортной и специальной авиации. Преобразования происходят в соответствии с новой Стратегией корпорации, одобренной советом директоров ОАК в декабре 2016 года, и направлены на повышение эффективности управления авиационными программами».

Однако в бочке меда не без ложки дегтя. Несмотря на своевременное завершение формирования Дивизиона транспортной авиации, в СМИ появилась информация о скорой смене генерального директора головной компании Дивизиона - ПАО «Ил». По данным источников СМИ, вместо Алексея Рогозина «Ильюшин» может возглавить действующий гендиректор ТАНТК имени Г. М. Бериева Юрий Грудинин. В пресс-службе ОАК пока не комментируют информацию о возможной смене руководства. 

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Накануне в одном из телеграм-каналов появилась информация, что причиной для смены руководства в «Ильюшине» стала честность ее нынешнего генерального директора Алексея Рогозина. Все дело в том, что придя в компанию чуть больше года назад, он обнаружил, например, что перспективный легкий военно-транспортный Ил-112В совершенно не готов к полету, а уж тем более, к сдаче заказчику. Оказалось, что допустимый перегруз опытной модели легкого транспортника вместо нормальных допусков до 10% составляет почти 40%, то есть порядка 3 тонн. Рогозин нашел провалы не только в технических, но и в экономических расчетах, в общем, сломал устоявшуюся коррупционную схему, чем очень разозлил смежные структуры, успешно занимавшиеся покрывательством подобного рода косяков. 
Накануне стало известно, что в ближайшее время проект Ил-112В может быть закрыт. Как пишут СМИ со ссылкой на источники, произойти это может по нескольким причинам: машина оказалась крайне сырая и сконструирована с огромным количеством технических ошибок; выход на серийное производство требует значительных доработок, это опять время и средства, которые должно выделить правительство; Минобороны получит хороший повод не тратить деньги за заказ этих машин в условиях сокращающегося бюджета.
В ближайшее время проект новых легкотранспортных самолетов Ил-112 может быть закрыт

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Ведущие российские эксперты высказали свое мнение относительно смены власти в «Ильюшине», и, нужно отметить, что реакция лидеров мнений на эти слухи весьма скептическая.
Так, например, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с информационным агентством ТАСС предположил, что новому руководству придется потратить много времени, чтобы «врасти» в обстановку и сформировать новую команду. «Новому руководству ПАО «Ил», назначение которого было анонсировано источниками в авиаотрасли, придется потратить время на уже проделанную работу, в частности по оценке предприятия и по формированию антикризисной программы. Опять значительное время будет потрачено на «врастание» в обстановку, на формирование команды, которой он доверяет, на формирование программы по улучшению состояния дел и по видению на перспективу, на организацию взаимодействия с главным заказчиком - ВКС России и так далее», - сказал эксперт. 
Мураховский добавил, что действующее руководство ПАО «Ил» во главе с Рогозиным приняло изначально «совершенно верное решение - сформировать картину реального положения дел в дивизионе транспортной ОАК». «Я так понимаю, что эта реальная картина оказалась весьма неожиданной и вызвала негативную реакцию, думали, что дело лучше», - подчеркнул он, отметив, что сегодня дивизион транспортной авиации во главе с ПАО «Ил» находится в состоянии, «когда закончена ревизия и оценка реального положения дел, сформированы планы по исправлению ситуации и старту в новом облике».
Другой эксперт, Александр Попов, считает, что нет необходимости убирать тех, кто справляется с поставленными задачами. «Только сегодня вспоминал, как подняли завод в Алексине. Как хорошо, что молодая и талантливая команда начала заниматься проектами в транспортной авиации, пошли научные изыскания, проработка НИРов и НИОКРов еще с советских заделов и тут плохая новость. Алексея Рогозина собираются заменить на Юрия Грудинина. Я понимаю, что это подковерная игра и из ВПК сейчас многих будут вышибать, но есть же здравый смысл. Зачем убирать тех, кто справляется? Команда проработала всего год, заявлены амбициозные цели, пошла реальная работа. Сотрудники «Илa» воспряли духом, опираясь на профессиональную работу на предыдущем проекте Алексея. И тут такое. Я бы назвал это саботаж», - написал Попов на своей странице в социальной сети.

В свою очередь, эксперт в области авиации, главный редактор авиационного портала «Авиапорт» Олег Пантелеев высказал мнение, что гендиректор Авиационного комплекса имени Ильюшина Алексей Рогозин за год руководства компанией показал себя эффективным управленцем, наметившим пути снижения зависимости «Ила» от гособоронзаказа и выхода на новые, перспективные рынки.
«Важная черта Алексея Дмитриевича заключается в том, что он, возглавив «Ильюшин», постарался посмотреть за горизонт. До недавнего времени ПАО «Ил» сидело на «игле» гособоронзаказа и на коммерческом рынке совсем не было представлено. Рогозин-младший начал предпринимать шаги по продвижению продукции «Ильюшина» негосударственным, коммерческим заказчикам и созданию авиатехники с прицелом на запросы мирового рынка», — сказал Пантелеев.
Эксперт предположил, что избранный Рогозиным курс вызывал недовольство у представителей промышленных элит, уверенных, что компания сможет существовать исключительно за счет ГОЗ. «К сожалению, Минобороны и другие госзаказчики не способны полностью загрузить имеющиеся у компании мощности. То есть сам «Ильюшин» еще как-то сможет выживать на проведении научно-исследовательских разработок, но вот заводы будут гарантировано убыточными, если не смотреть шире рамок ГОЗ», — сказал главный редактор «Авиапорта».
Пантелеев добавил, что одного года, в течение которого Рогозин-младший управляет «Ильюшиным», недостаточно, чтобы достичь намеченных им глобальных целей: «Я бы сказал, что когда речь идет о большом корабле — видно, в какую сторону повернут штурвал, но изменит свой курс корабль естественно не сразу».

ПЕРСОНАЛЬНО


Являющийся сейчас гендиректором ПАО «Ил» Алексей Рогозин занимает этот пост с мая 2017 года. До этого он в 2009-2012 годах был директором по развитию, заместителем генерального директора оружейного завода «Промтехнологии», в 2012-2016 годах - гендиректором Алексинского химического комбината, в 2016 - начале 2017 года - замдиректора департамента имущественных отношений Минобороны РФ, а в марте 2017 года был назначен вице-президентом Объединенной авиастроительной корпорации. За последний год Дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК» передал Минобороны первый модернизированный тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-М, поставлен в цех покраски первый отечественный топливозаправщик Ил-78М-90А, началась сборка новейшего российского широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера Ил-96-400М, специалистами ЭМЗ им. В.М. Мясищева совместно с коллегами из ФПИ подготовлен и защищен аванпроект первой в России по-самолетному возвращаемой многоразовой космической ступени, а также в завершающей стадии госиспыатний находится новый тяжелый военно-транспортный Ил-76МД-90А.
Юрий Грудинин в авиационной промышленности работает с 2000 года, в том числе с 2006 года в структуре Объединенной авиастроительной корпорации. С 2013 года занимал пост советника президента ОАК. В декабре 2015 года возглавил ТАНТК им. Г.М. Бериева. К моменту его прихода в ТАНТК у компании было заключено два крупных контракта. В мае 2011 г. с МЧС России был подписан государственный контракт на поставку 6 машин Бе-200, а в мае 2013 г. – с Минобороны России на 6 самолетов Бе-200. Для военных нужно было построить два Бе-200ЧС и четыре поисково-спасательных Бе-200ПС с поставкой с 2014 по 2016 годы, тогда как поставка первого Бе-200ЧС для спасателей планировалась на 2013 г., а остальных пяти самолетов – в течение 2014-2015 гг. 
Графики по обоим контрактам сорваны, и несмотря на то, что заключены они были при прежнем руководстве ТАНТК им. Г.М. Бериева, господину Грудинину так и не удалось исправить положение. Минобороны в 2017 году расторгло свое соглашение и обратилось в суд, а МЧС в прошлом году получило лишь третий самолет из шести законтрактованных.