Как погибла первая в мире боевая подлодка

Ученые установили причину гибели первой в мире боевой подводной лодки H.L. Hunley. Она оставалась неизвестной в течение полутора веков. 25 Август 2017, 18:36
Выводы группы исследователей из Университета Дьюка опубликованы в издании Plos One, кратко они представлены ресурсом EurekAlert!.
Субмарина была построена во время гражданской войны в Соединенных Штатах на средства трех предпринимателей.
Единственный боевой поход лодки состоялся 17 февраля 1864 года. Целью воевавшей на стороне конфедератов H.L. Hunley был 12-пушечный винтовой шлюп Военно-морских сил США "Хаусатоник" (USS Housatonic), который блокировал с моря город Чарльстон. Атака была успешной. Судно водоизмещением 1240 тонн пошло ко дну через пять минут, однако и подлодка вскоре затонула.
Долгое время место гибели субмарины оставалось неизвестным. Обнаружили лодку лишь в 1995 году в нескольких сотнях метров от затопления "Хаусатоника". В 2000 году ее подняли на поверхность, тогда специалисты и столкнулись с невозможностью определить причину гибели. В корпусе судна не было существенных повреждений. Останки восьми погибших членов экипажа находились на рабочих местах. Экспертиза показала отсутствие у них каких-либо физических травм.
Экипаж спасательного судна "Игорь Белоусов" Тихоокеанского флота приступил к обследованию бухты Двойная в районе курильского острова Матуа.
Для разгадки "одной из величайших тайн американской истории" группа исследователей из Университета Дьюка создала двухметровый макет H.L. Hunley и провела с его помощью несколько экспериментов. Рядом с моделью провели ряд подводных взрывов, мощность которых была сопоставима с силой боеприпасов середины XIX века. При каждом взрыве замерялось давление внутри подлодки. Полученные сведения сопоставлялись с архивными данными расчета риска экипажа при запуске торпеды.
Как сообщила участница исследования Рэйчел Ланс, в соответствии с математическими расчетами, подводники с H.L. Hunley погибли от взрывной волны, исходившей от своеобразной мины. Это была емкость с порохом, прикрепленная впереди корпуса. Расстояние от места детонации до самого дальнего члена экипажа составляло всего 12,8 метра.

Источник