Кололись и плакали

Кололись и плакали

Спор между министерством обороны США и Конгрессом о судьбе российских многоцелевых вертолетов для вооруженных сил Афганистана вышел на новый виток. Руководство Пентагона твердо решило продолжить закупки Ми-17В-5, в то время как конгрессмены настаивают на полном прекращении контактов с госкомпанией «Рособоронэкспорт» и замене российских вертолетов для Афганистана американскими. Это противостояние длится уже несколько лет, однако на фоне действующих американских санкций в отношении России приобрело особый оттенок. Развязкой сложившейся ситуации может стать лишь частичное применение санкций к российскому экспортеру.
Ми-17В-5 ВВС

Решение о закупке первой партии из 21 многоцелевого вертолета Ми-17В-5 Пентагон принял еще в конце 2009 года. Тогда же Конгресс США одобрил финансирование этого проекта, закрепив его в военном бюджете на 2010 финансовый год, правда, неохотно. Уже в начале 2010 года несколько конгрессменов выступили против покупки российских вертолетов для Афганистана, потребовав от Пентагона найти им замену. Основным аргументом тогда был перерасход средств. В отчете перед комиссией по закупке вооружений Конгресса США указывалось, что решение о покупке Ми-17В-5 привело к «большой растрате, перерасходу средств, срыву сроков, проблемам с безопасностью и к трудностям с поставкой».

Уже тогда правительство США начало активно урезать непомерно раздувшиеся военные расходы, и на этом фоне заявление о необходимости покупать как можно меньше военной техники за рубежом выглядело довольно логичным. Американские военные также признали, что вкладывать деньги налогоплательщиков в российские вертолеты, когда у США есть собственные вертолетные компании, как минимум странно. Но при этом в Пентагоне заявили, что в случае с афганской армией, практически не имеющей собственной транспортной авиации, другого выхода просто нет. Министерство обороны США привело несколько доводов в пользу этого заявления.

Во-первых, вертолеты Ми-17 были разработаны в СССР специально для эксплуатации в климатических условиях жаркого и гористого Афганистана, в то время как американские многоцелевые машины предназначены для мягкого климата. Во-вторых, исторически афганские военные получали много различной техники из СССР, и подавляющее большинство местных летчиков не умеют управлять несоветскими типами вертолетов. В-третьих, переподготовка афганских летчиков на управление американскими летательными аппаратами потребует много времени и денег. «Нам придется пережить то, что вертолеты российские. Они хорошо работают в Афганистане», — заявил ответственный за реформу ВВС Афганистана американский бригадный генерал Майкл Боэра.

Контракт на поставку Ми-17В-5 афганским военным был полностью согласован с «Рособоронэкспортом» еще в мае 2011 года. К концу того же года первые машины по этому соглашению прибыли в Кабул. Полностью поставки завершились в 2012 году. Стоимость контракта составила около 900 миллионов долларов, включая техническое обслуживание вертолетов и поставки запчастей. По мере исполнения российского контракта, американские конгрессмены и сенаторы продолжали усердно давить на Пентагон, требуя ввести санкции в отношении «Рособоронэкспорта». Так, в июне 2012 года члены комитета по обороне Сената США потребовали от Леона Панетты, занимавшего тогда пост министра обороны, полностью отказаться от покупки Ми-17