Легендарный "Снегоболотоход"  возвращается в строй

Вездеход с роторно-винтовым движетелем уже прошел испытания и появился на сайте производителя снегоболотоходов 9 Август 2017, 15:09
Что круче на бездорожье: "зубастый" протектор, шины сверхнизкого давления, гусеницы, воздушная подушка? Советские инженеры из КБ Грачева доказали, что ничего круче шнеков от мясорубки быть не может. Прошло 50 лет, прежде чем производители решили вернуться к производству легендарных шнекоходов.
Транспортно-технологическая платформа с роторно-винтовым движителем (ТП с РВД) производства ООО «Завод вездеходных машин» 
Разработкой новых транспортно-технологических платформ с роторно-винтовым движителем (ТП с РВД) решили заняться в ООО «Завод вездеходных машин» основаное в 2004 г. с целью организации производства транспортно-технологических машин высокой проходимости. 
ТП с РВД предназначена для эксплуатации в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, по снежной целине в качестве транспортного средства, оснащенного различным технологическим..
Разработчиком всей выпускаемой техники является научно-исследовательская лаборатория «Транспортных машин и транспортно-технологических комплексов» при Нижегородском Государственном Техническом Университете - одна из самых известных и заслуженных научно-инженерных школ с более чем полувековой историей.
Машина предназначена для эксплуатации в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, по снежной целине в качестве транспортного средства. 

ТП с РВД может быть оснащен различным технологическим оборудованием (экскаватор, манипулятор, грунтовый насос и т.п.) для проведения строительных, мелиоративных, аварийно-спасательных и др. работ. В базовой комплектации ТП оснащена 2-х местной кабиной, подогревателем двигателя, валом отбора мощности (100% от мощности ДВС) для привода технологического оборудования, водооткачивающим насосом.

Что такое шнекоход и когда он появился?

Принцип поступательного движения, основанного на вращении винта, известен издревле, а первые работоспособные экземпляры «шнекоходов» появились еще в XIX веке, в разгар научно-технической революции.
ЗИЛ-4904 (СССР) — самый большой шнекоход в мире, построен в 1972 году в нескольких экземплярах (до наших дней дошёл один).
Он остался опытным образцом и нигде толком не применялся, поскольку для спасательных операций был слишком громоздким,
а других сфер использования 4904-му так и не придумали.
Современному обывателю проще всего привести аналогию с мясорубкой. Остался у вас где-то в хозяйстве этот стальной памятник советской легкой промышленности? Вот эта штуковина, которая в его недрах превращала мясо в фарш, и есть шнек. Если по-научному, то «стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси». Изобретен как таковой он был еще Архимедом для его водоподъемной машины.
Как только начал развиваться моторизованный транспорт, стало понятно, что и колесо, и гусеница — это, как ни изощряйся, далеко не всегда гарантия попадания из точки А в точку В, потому что между точками может быть совершеннейший ад. Который, кстати, и авиации не всегда под силу — ввиду погодных условий.
Fordson Snow Devil (США). Единственный серийный американский шнекоход,
строился в 1920-х годах компанией Armstead Snow Motor на базе тракторов Fordson.
До наших дней дошло как минимум три экземпляра (два из них находятся в частных руках).
Один из ярких примеров раннего шнекохода, о котором сохранились фото- и видеосвидетельства — Fordson Snow Machine, построенный в 1929 году. Но придумали шнекоход гораздо раньше: патент на изобретение транспортного средства, где в качестве движителя используется пара винтов Архимеда, полученный Якобом Моратом, датирован 1868 годом.

Шнекороторы в России и СССР

Первый российский опыт создания подобного транспорта относят к 1900 году, когда Ф. Дергинт получил патент на сани с винтом-шнеком.

В Советском Союзе «шнекоходостроением» занимались в Политехническом институте в Горьком, а также на ЗиЛе, точнее — в специальном конструкторском бюро, которым руководил Виталий Андреевич Грачёв. Легендарное СКБ Грачёва на протяжении многих лет создавало уникальные вездеходы — колесные, гусеничные и шнекороторные. 
ШН-67 «Шнек» (СССР, 1967). Первый шнекоход разработки ЗИЛ
(как и его наследник, опытный ШН-68).
Эти два шнекохода дали начало мощному аппарату ЗИЛ-4904.
Как использовали идею «шнека» дальше?

На самом деле ЗИЛ-4904 во многом был лишь «пробой пера» для специалистов бюро, которым руководил В. А. Грачёв. Большинство наработок по ЗИЛ-4904 — материал шнеков, принципиальная схема трансмиссии, компоновка органов управления — впоследствии пригодились в разработке более легкого шнекохода ЗИЛ-2906 и его «эволюции» ЗИЛ-29061 с двумя 70-сильными двигателями ВАЗ.
Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061.
Входит в состав поисково-спасательного комплекса повышенной проходимости «Синяя Птица»,
выпущенного в период с 1980 по 1991 годы ограниченной партией всего в 20 штук.
Комплекс был разработан и изготовлен Специальным конструкторским бюро (СКБ) АМО ЗИЛ
по заказу Главного конструктора ракетных и космических программ С. П. Королёва,
и был предназначен для поиска и эвакуации космонавтов, спускаемый аппарат которых
приземлился в труднодоступном для любого другого транспорта месте.
Более того, на этом «потомке» инженеры ЗИЛ набрали такой ход, что в 1980-х включили ЗИЛ-29061 в уникальный поисково-спасательный комплекс, в который, помимо «шнека», входила пара автономных шестиколесных вездеходов, перевозивших шнекоход и людей. «Комплекс-490» предназначался для… розыска и транспортировки космонавтов из места посадки! Посмотрите фильм о работе «комплекса-490».
Представитель "ЗВМ" в разговоре с Defence.ru рассказал, что шнекоходы изготавливаются "штучно", под каждого
конкретного заказчика. В основном подобные машины стабильно востребованы для таких специфических работ, как мелиорация почвы, обслуживание очистных сооружений. "Взрывного" массового спроса на шнекоходы не наблюдается, даже в связи с   
освоением арктических пространств и "дальневосточных гектаров". Хотя, как признался собеседник редакции, "прицел" на Арктику также был.