Началась разработка авиационной системы управления боевым лазером

Новая система позволит самолету направлять лазерный луч в любую сторону 30 Август 2016, 12:10
Американская компания Northrop Grumman по заказу ВВС США занялась разработкой бортовой системы управления лучом боевого лазера, которую планируется устанавливать на истребители пятого и шестого поколений. Как сообщает Flightglobal, новая система будет интегрирована в конформный или подвесной контейнер. Ее испытания с высокомощным лазером запланированы на 2021 год.

В атмосфере на быстролетящем самолете стрельба лазером в разных направлениях будет различаться по эффективности. Наиболее мощный лазерный луч можно формировать только строго по курсу полета самолета. Мощность излучения будет тем сильнее рассеиваться, чем сильнее будет отклоняться луч от траектории полета.

Дело в том, что в полете на планере самолета возникают сильные турбулентные потоки. Наибольшую площадь планера они захватывают при полете на околозвуковых и трансзвуковых скоростях. Эти завихрения воздуха работают как оптические линзы с постоянно изменяющейся кривизной и способны нарушать фокусировку лазерного луча и рассеивать его мощность.

Система управления лазерным лучом, разработкой которой занялась компания Northrop Grumman, будет собрана из нескольких линз. Технические подробности о работе системы пока неизвестно. Предположительно, она получит датчик контроля оптического состояния воздуха и сможет корректировать лазерный луч, изменяя положение линз. Проект получил название STRAFE.

Похожую систему управления лазерным лучом в 2014 году испытала американская компания Lockheed Martin на бизнес-джете Falcon 10. На самолет вместо двух боковых иллюминаторов установили выпуклые линзы, между которыми расположили систему деформируемых зеркал. В результате получилась система позволяющая самолету вести практически 360-градусный обстрел целей.

Разработка системы управления лазерным лучом проводится в рамках первого из трех основных этапов создания лазерной системы самозащиты для боевых самолетов пятого и шестого поколений. Такая система получила обозначение SHiELD. На втором этапе будет создаваться система питания и охлаждения лазерного модуля, а на третьем — сам лазер с электрической накачкой.

Согласно требованиям военных, система SHiELD должна получить лазеры мощностью несколько десятков киловатт. Основное требование к перспективной системе — возможность эффективно работать при полете на дозвуковой (до 0,75 числа Маха, или 926 километров в час), трансзвуковой (от 0,75 до 1,2 числа Маха) и сверхзвуковой (от 1,2 до пяти чисел Маха) скоростях.

Лазерную систему планируется разместить в небольшом подвесном контейнере, по своим размерам сопоставимом с существующими сегодня средствами самообороны — инфракрасными направленными и лазерными излучателями.

Военные рассматривают лазерные системы, предназначенные как для самозащиты, так и для поражения других самолетов и наземных целей, в качестве вооружения с «неограниченным» боезапасом и очень низкой стоимостью одного выстрела. С помощью лазеров боевые самолеты смогут делать такое количество выстрелов, которое сможет обеспечить бортовой генератор, приводимый от реактивных двигателей.

Установка лазерного оружия сопряжена со множеством технических сложностей, главной из которых станет перегрев. Тепло от лазеров, их систем управления и энергообеспечения необходимо будет рассеивать, причем таким образом, чтобы не пострадала инфракрасная малозаметность летательных аппаратов. В качестве одного из вариантов решения американские разработчики предложили отводить тепло в двигатели.