Первый советский реактивный бомбардировщик

27 июля 1947 года был совершен первый полёт первого реактивного бомбардировщика Ту-12 27 Июль 2016, 06:07
После окончания второй мировой войны все ведущие авиационные державы встали на путь внедрения в свои ВВС боевых самолетов с реактивными двигателями, в том числе и бомбардировщиков ОКБ А. Н. Туполева начало работать в этом направлении с 1946-го. Первое знакомство конструкторов с новой силовой установкой произошло летом-осенью этого же года, когда ОКБ поручили подготовить летающую лабораторию на базе Ту-2 для испытаний и доводок двигателей РД-10 и РД-20.
Оценка характеристик самолета показала, что он сможет при нормальной полетной массе 12700 кг летать со скоростью до 780 км/ч, подниматься на высоту 12000 м и обладать посадочной скоростью 150 км/ч Бомбовая нагрузка останется, как и у Ту-2, - 3000 кг, предельный калибр бомб - 1500 кг. Для обороны от истребителей противника предлагалось установить две пушки ШВАК для стрельбы вперед и по одному пулемету УБТ, защищающих верхний и нижний секторы задней полусферы.
Во второй половине июля 1947-го опытный самолет перевезли на аэродром ЛИИ и с 26 июля по 10 сентября 1947-го он проходил заводские испытания 27 июля 1947 г экипаж А. Д. Перелета совершил первый полет продолжительностью 18 минут. Присутствовавший Туполев после приземления своего реактивного первенца шутливо заметил "Ну теперь мы своими глазами увидели, что без винта летать можно!"
По отзывам летчиков-испытателей, с установкой реактивных двигателей техника пилотирования существенно не изменилась. Во всем диапазоне высот и скоростей отмечались высокая устойчивость и управляемость.
По результатам госиспытаний Ту-12 (выполнено 66 полетов) отмечалось, что установка ТРД вместо поршневых двигателей позволила увеличить максимальную скорость полета почти на 250 км/ч, по сравнению с серийным Ту-2. Практический потолок с полетной массой 14700 кг возрос на 2100 м. Сократилось время набора высоты, в частности, практического потолка на 5,8 мин. Длина разбега увеличилась почти в два раза. Посадочная скорость практически не изменилась. Длина пробега и посадочная дистанция с высоты 25 м была больше, чем у Ту-2 на 385 и 230 м.

Летно-технические характеристики:

Во время госиспытаний провели (впервые в СССР) учебные воздушные бои реактивного бомбардировщика с истребителями (МиГ-9 и Як-23). Полученный материал позволил усовершенствовать системы наступательного и оборонительного вооружения как уже построенных истребителей, так и перспективных машин с ТРД Оценка особенности тактики воздушного боя между самолетами различных классов способствовала разработке методики перехвата высокоскоростных целей с использованием наземных радиотехнических средств ПВО.
Результаты испытаний Ту-12 позволили сделать выводы, имевшие принципиальное значение для дальнейшего развития реактивной бомбардировочной авиации. Грамотно спроектированный бомбардировщик с ТРД способен обеспечить необходимую дальность при полетах на больших высотах, а большие по сравнению с поршневыми двигателями часовые расходы топлива у ТРД компенсируются значительно возросшей крейсерской скоростью. Необходимо в связи с увеличением высот крейсерских полетов внедрение на самолетах гермокабин (это было ясно уже в конце 1930-х годов - прим. ред.), а также радиотехнического навигационного и прицельного бомбардировочного оборудования. 
Ту - 22 Б
Вскоре ОКБ Туполева вышло в лидеры в сегменте реактивных бомбардировщиков, выпустив прекрасную машину Ту-16. А в конце 50-х появился сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-22, который состоял на вооружении до 1994 года.