Россия в Арктике: самый значительный военный прорыв после распада СССР

Россия вновь начала поход в Арктику и строит новые атомные ледоколы 1 Февраль 2017, 12:30
Атомный ледокол «Ленин» — краса и гордость большой игры Советского Союза в Арктике — бросил якорь на вечной стоянке в здешних ледяных водах. Эта реликвия времен холодной войны сейчас является музеем.
 
Но почти через тридцать лет после того, как ледокол «Ленин» был снят с эксплуатации и стал достопримечательностью, Россия вновь начала поход в Арктику и строит новые атомные ледоколы.
 
Это осуществляется в рамках активной деятельности, направленной на укрепление позиции Москвы на крайнем севере, поскольку она претендует на господство, традиционно соперничая с Канадой, США и Норвегией, а также с новым конкурентом — Китаем.
 
Судя по интервью с официальными лицами и военными аналитиками, а также по обзору правительственных документов, укрепление присутствия России является крупнейшим со времени распада СССР в 1991 году и в некоторых сферах обеспечит Москве более мощный военный потенциал, чем те военные возможности, которыми когда-то обладал Советский Союз.
 
Эта экспансия предполагает далеко идущие финансовые и геополитические последствия. Запасы углеводородов в Арктике, судя по оценкам, больше, чем в Саудовской Аравии, и Москва заявляет право на эти территории, размещая здесь значительные военные силы.
 
«История повторяется», — сказал недавно группе туристов Владимир Блинов, экскурсовод музея на борту ледокола «Ленин», названного в честь коммунистического революционера Владимира Ленина.
Экспедиция на Северный полюс
«Тогда (в 1950-е годы) был разгар холодной войны, и США в некоторых областях лидировали. Но мы обошли американцев и построили первый в мире атомный корабль [„Ленин"]. Сегодня — похожая ситуация».
 
При президенте Владимире Путине Москва активно взялась восстанавливать на арктических островах заброшенные военные, авиационные и радиолокационные базы советских времен и строить новые, поскольку она продолжает заявлять свои права на арктическую территорию общей площадью около 1295 квадратных километров.
Она регулярно публикует снимки, на которых российские военные в белом камуфляже и с автоматами в руках проносятся в оленьих упряжках во время военных учений.
 
Запасы нефти и газа в Арктике, по оценкам геологической службы США, составляют в нефтяном эквиваленте 412 миллиардов баррелей или около 22% неразведанных мировых запасов нефти и газа.
 
Из-за низких цен на нефть и западных санкций, введенных в связи с действиями Москвы на Украине, новые проекты на арктическом шельфе пока законсервированы, но Кремль действует с дальним прицелом.
 
Россия строит три атомных ледокола, в том числе — крупнейший в мире, чтобы укрепить свой флот, насчитывающий около 40 ледоколов, шесть из которых являются атомными. Ни у одной другой страны нет атомного ледокольного флота, который используется для расчистки морских путей для военных и гражданских судов.
 
Российский Северный флот, базирующийся в ледяных водах Кольского залива близ Мурманска, также получит свой первый собственный ледокол и два оснащённых крылатыми ракетами сторожевых корабля, способных двигаться во льдах
 
«При [бывшем лидере СССР Михаиле] Горбачеве и [бывшем президенте России Борисе] Ельцине наши арктические приграничные территории были оголены, — говорит член Русского географического общества профессор Павел Макаревич. — Сейчас их восстанавливают».
 
Это развертывание сил и средств, которое напоминает действия в Крыму и в Калининградской области, не осталось незамеченным в Вашингтоне. Министр обороны США Джеймс Мэттис (James Mattis) заявил в этом месяце во время слушаний по случаю вступления в должность, что «не в наших интересах оставлять какую бы то ни было часть мира» кому-то еще.
 
По словам сенатора Дэна Салливана (Dan Sullivan), Маттис в отдельном письме назвал действия Москвы в Арктике «агрессивными шагами» и пообещал рассматривать в качестве первоочередной задачи выработку стратегии США.
 
Это представляет собой потенциальную дилемму для президента Дональда Трампа, который, скорее, намерен восстановить американо-российские отношения и сотрудничать с Москвой в Сирии, чем втягиваться в гонку вооружений в Арктике.
 
Это наращивание военного присутствия в Арктике вызывает нервозность в других странах. Около 300 морских пехотинцев США высадились в этом месяце в Норвегии в рамках шестимесячного развертывания — это стало первым случаем после Второй мировой войны, когда на территории этой страны разрешили дислоцировать иностранные войска.
А поскольку воспоминания об аннексии Россией украинского Крыма в 2014 году еще свежи, НАТО пристально следит за происходящим. В 2015 году шесть стран-членов альянса провели в этом регионе военные учения.
 
У Советского Союза в Арктике было больше огневой мощи, но он готовился не к обычной войне с США, а к ядерной. На арктических островах располагались промежуточные аэродромы для стратегических бомбардировщиков, которые должны были летать на Америку.
 
Но в эпоху, когда разворачивается неспешная борьба за энергетические ресурсы Арктики, Россия обеспечивает постоянное присутствие мобильных вооруженных сил, оснащенных обычными видами оружия, обладающих совершенно другими, а иногда и превосходящими возможностями.
 
Министр обороны Сергей Шойгу руководит работой по реконструкции с последующим вводом в действие или созданию шести военных объектов, некоторые из которых будут готовы к концу года.
 
К ним относится островная база на острове Земля Александры, рассчитанная на размещение 150 военнослужащих, способных находиться там автономно в течение полутора лет. По официальным данным, на территории этого комплекса, называющегося «Арктический трилистник», могут базироваться военные самолеты. Для этих целей рассматриваются истребители МиГ-31, предназначенные для того, чтобы сбивать стратегические бомбардировщики противника, или фронтовые бомбардировщики Су-34.
 
Пока же на отдаленном острове Котельный — примерно в 4350 километрах к востоку от Москвы — продолжается строительство крупнейшей российской арктической базы «Северный клевер». На ней будут размещены ракеты ПВО и персонал численностью 250 человек.
 
На четырех других арктических островах идет ремонт старых советских радиолокационных станций и реконструкция взлетно-посадочных полос. В регион доставлены новые ракетные установки класса «земля-воздух» и противокорабельные ракеты.
 
Кроме того, Россия выделяет значительные средства на военную технику, приспособленную к арктическим условиям.
 
Главный редактор англоязычного издания Moscow Defense Brief Михаил Барабанов в интервью Reuters заявил, что модернизация войск и военной инфраструктуры в регионе идёт «беспрецедентными темпами, невиданными даже в советские времена».
 
По его словам, были сформированы две специальные арктические бригады, каких в СССР никогда не было, и планируется сформировать третью, а также специальные подразделения арктической береговой обороны.
 
«Военная активность России в Арктике немного провокационна, — сказал Барабанов. — Это может спровоцировать гонку вооружений».
 
В Мурманске, в котором базируются российские ледоколы, и который расположен и всего в часе езды от штаба Северного флота, перспективы возрождения Арктики является источником гордости.
 
Город овеян историей Арктики и военной историей. На холме над портом установлена рубка подлодки «Курск», затонувшей в 2000 году после взрыва.
Памятник морякам погибшей атомной подводной лодки "Курск"
Залы Мурманского морского пароходства в центре Мурманска заполнены масштабными моделями десятков ледоколов, а по улицам города стремительным шагом проходят моряки в шинелях.
 
«Эти арктические базы находятся на нашей территории. В отличие от некоторых других стран, мы не строим их за рубежом», — говорит член Русского географического общества Денис Моисеев.
 
«Другие страны также очень активно пытается отодвинуть свои границы к Северному полюсу. Наша армия должна быть способна действовать на нашей территории в экстремальных условиях».
 
Одна страна, которая регулярно упоминается как маловероятный соперник в Арктике — это Китай, близкий союзник Москвы, который имеет статус наблюдателя в Арктическом Совете, главном форуме, созданном для координации сотрудничества в регионе. Пекин начинает строить собственные ледоколы.
 
Политики охотнее обсуждают коммерческий прорыв в Арктике.
 
Поскольку Москва расширяет свой потенциал в области грузоперевозок и в условиях потепления климата готовится к увеличению потоков торговых судов вдоль своего арктического побережья, идет строительство новых автомагистралей и железных дорог, осуществляется реконструкция портов.
 
Россия надеется, что Северный морской путь, который проходит от Мурманска до Берингова пролива близ Аляски, может стать миниатюрным Суэцким каналом, который позволит сократить время морских перевозок из Азии в Европу.
 
Но хотя популярность маршрута внутри России растет, он отчасти утратил свою привлекательность для иностранных фирм из-за относительно высоких расходов на транзитные перевозки и непредсказуемости ледовой обстановки.
 
Правда, как сказал в интервью Reuters заместитель губернатора Мурманской области Григорий Стратий, большой интерес к морскому пути проявляют страны Азии, и в 2020-х годах с помощью новых ледоколов можно будет обеспечить круглогодичную навигацию.
 
«Северный морской путь будет необходим независимо от погодных условий. Его использование, несомненно, будет расти», — сказал Стратий, по словам которого, Россия заинтересована в привлечении в Арктику иностранных инвестиций.
 
Когда его спросили о наращивании его страной военного присутствия в регионе, он улыбнулся.
 
«Могу вас успокоить — нет никаких причин для опасений», — сказал он, заявив, что это вызвано лишь необходимостью модернизации.

«У России никогда не было и не будет никаких агрессивных целей. Мы очень дружелюбные люди».