Секреты создания проекта "Александрит" для ВМФ России

Чем стеклопластиковый тральщик нового поколения "Александр Обухов" отличается от остальных кораблей российского флота 9 Декабрь 2016, 09:48
Головной корабль проекта 12700 "Александрит" противоминной обороны "Александр Обухов" 9 декабря войдет в боевой состав Военно-морского флота (ВМФ) России. В ближайшие пять лет ВМФ должен получить четыре корабля противоминной обороны нового типа, после чего строительство продолжится по усовершенствованному проекту. Общая потребность флота в новых противоминных кораблях оценивается примерно в 30 единиц, сообщает ТАСС.

Особенности корпуса

"Александр Обухов" имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии.
© АО "Средне-Невский судостроительный завод"
Делают такие корабли в Петербурге, на Средне-Невском судостроительном заводе. Это единственное предприятие в стране, освоившее технологию создания монолитных корпусов длиной до 80 метров.

Важных достоинств у такого "стеклопластикового" корабля несколько: увеличенная прочность корпуса и на 20% уменьшенная масса (250 тонн без оборудования и надстроек), а также отсутствие металла, на который могут сработать мины. Немагнитный корпус — одно из важнейших качеств для корабля противоминной обороны. Кроме того, срок службы такого корпуса в агрессивной морской воде больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, — более 30 лет. 

Отечественные композиты

Стеклопластиковое производство в Петербурге было освоено в 1960-х годах. Сегодня технологии строительства кораблей и судов из композитных материалов усовершенствованы в соответствии с мировым научно-техническим прогрессом. Есть три способа получения композитов: контактное формование, технология RTM Light и вакуумная инфузия.

Метод контактного формования — самый простой способ получения полимерных композитных материалов. Он применяется при изготовлении крупногабаритных деталей сложной конфигурации. Стеклоармирующий материал вручную пропитывается смолой при помощи кисти или валиков. Затем пропитанный материал (ламинат) укладывается в форму, где он прикатывается специальными валиками. Таким образом из него удаляют пузырьки воздуха и равномерно распределяют смолу по всему объему. Затвердевает ламинат при обычной комнатной температуре, после чего изделие извлекается из формы и обрабатывается.

RTM Light — это процесс закрытого формования под вакуумом, при котором армирующий материал размещается между двумя жесткими половинками матрицы. Впрыск смолы происходит под давлением с помощью специализированного оборудования. Этот метод экономически выгодно применять при серийном производстве изделий сравнительно небольших размеров.
Формирование корпуса корабля в матрице методом вакуумной инфузии © АО "Средне-Невский судостроительный завод"
Корпус "Александра Обухова" создан по методу вакуумной инфузии. Большая матрица, полностью повторяющая форму корпуса корабля, выстилается специальным армирующим материалом (стеклоткань или углеткань). В зависимости от того, какой это участок корпуса, число слоев такой "ткани" может доходить до нескольких десятков. Далее материал полностью накрывается герметичной пленкой, к которой присоединено множество трубочек. Через них подается смола, которая пропитывает все слои армирующего материала за счет вакуума, созданного под пленкой. В результате получается прочное и легкое изделие — корпус корабля, "залитый" в форму.

Технологии вакуумной инфузии и RTM сокращают длительность изготовления конструкций и обеспечивают практически полное отсутствие выбросов вредных веществ.

В качестве армирующих материалов используются стеклянные и угольные ткани различного плетения. Большинство из них было европейского производства, однако постепенно Средне-Невский судостроительный завод переходит на отечественные композитные материалы. Отечественные смолы проходят последние необходимые испытания и будут использованы при постройке последующих кораблей. Вопрос импортозамещения пенопластов и вспомогательных материалов пока остается открытым — продолжаются исследования.
Корабль проекта 12700 "Александр Обухов" © АО "Средне-Невский судостроительный завод"

О тральщике

Головной корабль противоминной обороны проекта 12700 (шифр "Александрит") обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • водоизмещение тральщика составляет 890 тонн;
  • длина — 61 метр;
  • ширина — 10 метров;
  • скорость хода при полном водоизмещении — 16,5 узла;
  • экипаж — 44 человека.
Он будет нести на борту новейшее противоминное вооружение с применением автоматизированной системы управления. Наряду с этим корабль будет способен использовать и традиционные тралы.

Головной тральщик "Александр Обухов" был заложен 22 сентября 2011 года, спущен на воду летом 2014-го. В 2014 году Средне-Невский завод подписал контракт с Министерством обороны РФ на строительство трех серийных кораблей этого проекта. По условиям соглашения их сдача запланирована в период с 2016-го по 2018-й.

Второй корабль серии, "Георгий Курбатов", был заложен весной 2015 года. Он назван в честь Героя Советского Союза Георгия Курбатова, который в годы Великой Отечественной войны участвовал в потоплении шести кораблей противника, 20 минных постановках и 15 высадках диверсионно-разведывательных групп. Церемония закладки третьего корабля противоминной обороны запланирована на весну 2017 года.