Смартфоны: связь без базовых станций

Qualcomm, Facebook и ряд других IT-компаний экспериментируют с технологией, которая позволит смартфонам использовать их LTE-модуль для прямой связи с другими устройствами на расстоянии до 500 метров. 

Новая возможность, добавленная к протоколу LTE, допускает возможность связи между двумя абонентами в обход базовых станций. Телефоны смогут «говорить» напрямую с другими мобильными устройствами и обмениваться информацией с маячками, расположенными в магазинах и других предприятиях торговли. 

Известная как LTE Direct эта беспроводная технология имеет радиус действия 500 метров, что гораздо больше получивших широкое распространение Wi-Fi и Bluetooth. Она включена в обновление стандарта LTE, которое будет принято в этом году. Устройства, поддерживающие LTE Direct, могут появиться не раньше конца 2015 года. 

LTE Direct была предложена компанией Qualcomm, которая работала над новой технологией около 7 лет. На собственной конференции Uplinq, проходившей в Сан-Франциско, представители компании объявили, что в число партнеров, поддерживающих начинание, входят Facebook и Yahoo, уже экспериментирующие с технологией. 

Среди прочих вариантов применения LTE Direct, к примеру, тестируется на возможность использования для автоматического обнаружения находящихся рядом людей, организаций и другой информации в соответствии с заданными критериями. Некоторые видят в технологии новый перспективный канал для таргетированной рекламы. 

Несмотря на немалую рабочую дистанцию LTE Direct потребляет относительно малое количество энергии, поэтому телефон может постоянно отслеживать устройства, находящиеся рядом, без особого ущерба для заряда мобильного аккумулятора. Устройство с включенным режимом LTE Direct сможет обнаруживать другие телефоны, используя технологию или обмениваясь информацией с маячками — стационарными устройствами, установленными на территории организаций или являющихся часть инфраструктуры аэропортов или железнодорожных вокзалов.  

«Вы можете относиться к LTE Direct, как к шестому чувству, которое всегда знает, что происходит с вами рядом, — рассказывает Махеш Махиджани (Mahesh Makhijani), технический директор Qualcomm по маркетингу. — Мир вокруг нас наполнен информацией и телефон может использовать эту возможность для помощи вам в повседневной жизни». 

Маячки, использующие LTE Direct смогут передавать полезную информацию, а также, к примеру, специальные предложения. Такое устройство, вмонтированное в стойку регистрации, сможет проинформировать находящихся рядом людей, которые купили билет на задерживающийся рейс. 

Facebook ищет способы использования технологии в собственном мобильном приложении: «LTE Direct позволит нам формировать опыт взаимодействия вокруг приятных интеракций с местными организациями или друзьями, находящимися неподалеку, — рассказывает Джей Парих (Jay Parikh), вице-президент Facebook, отвечающий за инженерную инфраструктуру. — Вы сможете находить информацию о мероприятиях или создавать их самостоятельно без подготовки».  

LTE Direct может использоваться в тех же сценариях, что и iBeacons, анонсированный Apple в прошлом году. Сети розничной торговли, среди которых, к примеру, есть Macy’s, тестируют возможности iBeacons для отслеживания и соединения с мобильными устройствами покупателей. Однако технология, предложенная Apple, использует протокол Bluetooth — радиус его работы невелик, да и не все пользователи оставляют включенным Bluetooth-модуль. 

По словам Беверли Харрисона (Beverly Harrison), ведущего ученого Yahoo Labs, его компания приступила к разработке приложений, которые смогут использовать LTE Direct. Одно из приложений такого рода представляет собой цифрового гида: достаточно сообщить ему сколько свободного времени у вас имеется, чтоб приложение предложило вам маршрут, пролегающий рядом с точками интереса, которые составляется на основе онлайн-информации о них, полученных с помощью LTE Direct. Тестирование приложение планируется начать в январе. 

LTE Direct также призвана сгладить сбои в сотовой сети, которые случаются при наплыве абонентов, пытающихся подключиться к одной и той же базовой станции. Нью-йоркское рекламное агентство R/GA, среди клиентов которого есть Nike и Beats, разрабатывает систему, которая позволит использовать LTE Direct для обслуживания миллионов людей, находящихся на Таймс-сквер и в его окрестностях в канун Нового года. По мнению Романа Калантари (Roman Kalantari), креативного директора R/GA, LTE Direct — единственная технология, которая позволит абонентам оставаться онлайн в таких условиях.  

RG/A и технологический консультант Control Group также планируют использовать LTE Direct для работы с таргетированной рекламой. Смартфон, используя новую технологию, сможет передавать информацию о том какую еду или продукты предпочитает пользователь, что позволит быстро подготовить персональное предложение: «Идея, состоящая в том, что каждый розничный продавец сможет отслеживать намерение что-либо купить, невероятно ценна», — говорит Калантари. 

В теории, LTE Direct сможет использоваться для создания коммуникационных приложений, которые перенаправляют информацию от устройства к устройству. Некоторые мессенджеры уже могут использовать Wi-Fi или Bluetooth для связи с абонентами, находящимися рядом. Но LTE Direct сможет увеличить рабочий радиус и расширить возможности таких приложений. Однако, операторы связи смогут отслеживать, какое из устройств в их сети может использовать LTE Direct, потому что эта технология использует тот же радиочастотный диапазон, что и обычные сотовые каналы связи. По мнению представителей Qualcomm, операторы смогут даже получить новый источник дохода, обслуживая компании, которые хотят предлагать сервисы или приложения, использующие новую технологию.