СМИ: Визит Рогозина в Иран сорвался из-за разглашения

Как стало известно "Ъ", вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин отменил свой визит в Иран 14 Февраль 2017, 06:49
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин отменил свой визит в Иран, куда должен был прибыть вчера для встречи с вице-президентом страны по науке и технологиям Сореной Саттари и министром обороны Хосейном Дехганом. Об этом пишет "Коммерсант"

Планировалось, что в Тегеране он обсудит перспективы двустороннего сотрудничества, прежде всего в авиационной сфере, подняв вопрос закупок Ираном российских пассажирских самолетов. По словам источников издания, поводом для отмены стало разглашение иранской стороной информации о грядущем визите чиновника, хотя в Москве рассчитывали сохранить поездку в секрете.

Грядущий визит нескольких высокопоставленных российских чиновников, в числе которых были первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер Дмитрий Рогозин и министр энергетики Александр Новак, посол Ирана в РФ Мехди Санаи анонсировал 12 февраля. 

По информации "Коммерсанта", самолет с господином Рогозиным и сопровождающими его чиновниками должен был вылететь в Тегеран вчера утром, однако этого не произошло: оказалось, что накануне вице-премьер принял решение отменить визит, объяснив это "техническими причинами". Визиты Шувалова и Новака, по словам правительственных источников издания, каких-либо изменений не претерпели.

Помимо заседания комитета по науке и технологиям, сопредседателем которого является вице-премьер РФ, стороны рассчитывали обсудить "достаточно деликатные темы", говорит источник "Ъ" в аппарате правительства. В частности, "предстоял сложный разговор о причинах ориентации иранских партнеров на закупку самолетов у западных стран": "Мы оказываем Тегерану колоссальную поддержку, а они берут технику у тех, кто их же унижает санкциями".

В начале декабря 2016 года иранская авиакомпания Iran Air подписала с американской корпорацией Boeing контракт на поставку 80 самолетов: он подразумевает передачу 50 самолетов Boeing-737 и 30 самолетов Boeing-777 в течение ближайших десяти лет. Помимо этого есть контракт и с европейской компанией Airbus, подразумевающий поставку Ирану 100 воздушных судов: 46 самолетов семейства А320, 38 — семейства А330 и 16 широкофюзеляжных A350 XWB. Совокупная стоимость двух этих соглашений близится к $30 млрд: порядка $10 млрд с Boeing и $20 млрд — с Airbus. 

Сотрудничество с Россией куда скромнее: так, в 2016 году "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписали с одной из иранских авиакомпаний "меморандум о взаимопонимании" по поставкам самолетов регионального значения Sukhoi Superjet 100, однако этот документ сугубо рамочный и не носит обязывающего характера. Российские специалисты оценивают иранский рынок примерно в 100 самолетов данного типа, но перспективы подписания твердого контракта зависят не только от переговоров самих компаний, но и от Минфина США, без разрешения которого сделка не может быть реализована (на SSJ-100 устанавливаются американские комплектующие).

Иран интересуется также и боевыми самолетами (например, тяжелыми истребителями типа Су-30СМ), однако их продажа в данный момент практически нереализуема. Резолюция Совбеза ООН N2231 накладывает ограничения на поставки Ирану обычных вооружений, вследствие чего поставка боевых самолетов может осуществляться только с предварительного разрешения Совбеза ООН — это предусмотрено условиями сделки по ядерной программе Ирана.