Воздушно-космический щит СНГ: реалии и перспективы

В современном мире все четче просматривается закономерность применения средств воздушно-космического нападения и высокоточного оружия для достижения гарантированного успеха в вооруженных конфликтахВ современном мире все четче просматривается закономерность применения средств воздушно-космического нападения и высокоточного оружия для достижения гарантированного успеха в вооруженных конфликтах. Уже сегодня возможности такого оружия позволяют развитым государствам мира в относительно короткие сроки создавать мощные авиационные группировки вблизи границ других стран и решать задачи любого уровня. Среди них: завоевание и удержание господства в воздухе, подавление системы государственного и военного управления, уничтожение наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры противостоящего государства, а при необходимости – разгром группировок войск противника для создания условий успешного завершения конфликта.Следовательно для сдерживания возможной агрессии необходима современная, эффективная система ПВО, способная как обеспечивать выполнение задач мирного времени, так и ведение согласованных боевых действий по отражению воздушно-космического нападения. Однако содержание такого гаранта военной безопасности обходится очень дорого, особенно для небольших государств.Именно по этому в феврале 1995 году в г.Алма-Ате 10 стран Союза независимых государств подписали бессрочное соглашение о создании объединенной системы ПВO СНГ, а в январе 1996 года утвердили Концепцию охраны воздушного пространства государств – участников СНГ, в которой договорились о совместном контроле, разведывательных действиях и защите воздушного пространства.На сегодняшний день в ОС ПВО участвуют 7 стран: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Система развивается по региональному принципу и включает три объединенных региональных системы ПВО: Восточно-Европейскую (Россия и Беларусь), Кавказскую (Россия и Армения) и Центрально-Азиатскую (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).Что очень важно, существующая в рамках объединенной системы законодательная база позволяет государствам-участникам развиваться дальше, например проводить оснащение систем ПВО новыми и перспективными видами вооружений и военной техники, а также системами управления.Ярким примером эффективного сотрудничества в этой сфере показывают вооруженные силы России и Беларуси. Соглашение между двумя странами о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО было подписано еще в 2009 г. За последние годы государства перешли от теории к практике и уже имеют значительный опыт совместного несения боевого дежурства в рамках Единой региональной системы ПВО двух государств.Вместе с тем существует ряд проблемных вопросов, основной из которых – недостаточная техническая оснащённость соединений противовоздушной обороны стран-участниц (в большей степени – Кыргызстана, Таджикистана и в меньшей – Армении, Беларуси и Казахстана).Несмотря на то, что участники ОС ПВО имеют возможность покупать вооружение по внутрироссийским ценам, закупка современных ЗРС и ЗРК в России носит единичный характер по ряду объективных и субъективных причин.Здесь и сложное финансовое положение стран-участниц, и загруженность российских предприятий заказами для собственной армии, и даже политические разногласия, как это было, когда Москва задержала поставку четырех дивизионов С-300 ПМУ1 Минску. В то же время, новейшие российские ЗРК дальнего и среднего радиуса действия С-400 “Триумф” сейчас вообще не доступны для членов ОС ПВО. Сейчас создаваемые комплексы поставляются в российские ПВО и по договору в Китай. В октябре 2016 года Москва подписала соглашение о поставке С-400 Дели и вот-вот подпишет очередное с Анкарой, а значит союзникам придется подождать.И хотя каждая из региональных систем находится на разных уровнях своего развития, в рамках заключённых договорённостей страны регулярно проводят совместные учения «Боевое содружество» с привлечением авиации, зенитных ракетных комплексов и радиолокационного оборудования.Так, учения «Боевое содружество», прошедшие 26 октября 2016 года, были одними из самых масштабных за минувшие 20 лет. В манёврах приняли участие более 9 тыс. военнослужащих, было задействовано около 130 командных пунктов, 160 подразделений радиотехнических и более 40 – зенитных ракетных войск. В воздух поднялись около 100 единиц авиатехники стран СНГ, включая российские самолёты на аэродромах в Кыргызстане и Армении. Расчёты ЗРК провели условные пуски около 200 управляемых ракет.Однако жизнь не стоит на месте и к воздушной среде, как несущей потенциальную опасность, давно присоединилось и космическое пространство. По этому сегодня объединенная система ПВО СНГ развивается в соответствии с Концепцией воздушно-космической обороны, которая была одобрена в 2015 году и заменила Концепцию охраны воздушного пространства.Так, 8-9 февраля текущего года в Минске в Исполнительном комитете СНГ состоялось заседание экспертной группы по согласованию проектов документов о сотрудничестве государств – участников Содружества в военной сфере.Главным вопросом, рассматриваемым на встрече, был проект Основных направлений адаптации объединенной системы противовоздушной обороны стран СНГ к решению задач воздушно-космической обороны.В данном документе изложены мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, по строительству объединенной системы воздушно-космической обороны стран СНГ, а также подсистем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и подавления средств воздушно-космического нападения, организационной структуры и системы управления объединенной системы ПВО.Фактически, это воссоздание на более технологичном уровне советской системы наблюдения за космическим пространством и предупреждения о ракетном нападении, элементы которых после развала СССР, оказались в разных государствах.Кроме того, в документе прописаны мероприятия военно-технического сотрудничества с учетом выполнения задач воздушно-космической обороны, совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки, как в рамках объединенной системы ПВО государств – участников СНГ, так и в рамках создаваемых региональных систем.Реализация данного проекта позволит в более короткие сроки обнаруживать ракеты и самолёты потенциального противника, находящиеся за сотни километров от территории государств-участников и прилегающих стран, что в свою очередь увеличит скорость реакции на угрозы, которые могут в итоге оказаться реальными. 22 Февраль 2017, 09:52
В современном мире все четче просматривается закономерность применения средств воздушно-космического нападения и высокоточного оружия для достижения гарантированного успеха в вооруженных конфликтах. Уже сегодня возможности такого оружия позволяют развитым государствам мира в относительно короткие сроки создавать мощные авиационные группировки вблизи границ других стран и решать задачи любого уровня. Среди них: завоевание и удержание господства в воздухе, подавление системы государственного и военного управления, уничтожение наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры противостоящего государства, а при необходимости – разгром группировок войск противника для создания условий успешного завершения конфликта.
Следовательно для сдерживания возможной агрессии необходима современная, эффективная система ПВО, способная как обеспечивать выполнение задач мирного времени, так и ведение согласованных боевых действий по отражению воздушно-космического нападения. Однако содержание такого гаранта военной безопасности обходится очень дорого, особенно для небольших государств.
Именно по этому в феврале 1995 году в г.Алма-Ате 10 стран Союза независимых государств подписали бессрочное соглашение о создании объединенной системы ПВO СНГ, а в январе 1996 года утвердили Концепцию охраны воздушного пространства государств – участников СНГ, в которой договорились о совместном контроле, разведывательных действиях и защите воздушного пространства.
На сегодняшний день в ОС ПВО участвуют 7 стран: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Система развивается по региональному принципу и включает три объединенных региональных системы ПВО: Восточно-Европейскую (Россия и Беларусь), Кавказскую (Россия и Армения) и Центрально-Азиатскую (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).
Что очень важно, существующая в рамках объединенной системы законодательная база позволяет государствам-участникам развиваться дальше, например проводить оснащение систем ПВО новыми и перспективными видами вооружений и военной техники, а также системами управления.
Ярким примером эффективного сотрудничества в этой сфере показывают вооруженные силы России и Беларуси. Соглашение между двумя странами о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО было подписано еще в 2009 г. За последние годы государства перешли от теории к практике и уже имеют значительный опыт совместного несения боевого дежурства в рамках Единой региональной системы ПВО двух государств.
Вместе с тем существует ряд проблемных вопросов, основной из которых – недостаточная техническая оснащённость соединений противовоздушной обороны стран-участниц (в большей степени – Кыргызстана, Таджикистана и в меньшей – Армении, Беларуси и Казахстана).
Несмотря на то, что участники ОС ПВО имеют возможность покупать вооружение по внутрироссийским ценам, закупка современных ЗРС и ЗРК в России носит единичный характер по ряду объективных и субъективных причин.
Здесь и сложное финансовое положение стран-участниц, и загруженность российских предприятий заказами для собственной армии, и даже политические разногласия, как это было, когда Москва задержала поставку четырех дивизионов С-300 ПМУ1 Минску. В то же время, новейшие российские ЗРК дальнего и среднего радиуса действия С-400 “Триумф” сейчас вообще не доступны для членов ОС ПВО. Сейчас создаваемые комплексы поставляются в российские ПВО и по договору в Китай. В октябре 2016 года Москва подписала соглашение о поставке С-400 Дели и вот-вот подпишет очередное с Анкарой, а значит союзникам придется подождать.
И хотя каждая из региональных систем находится на разных уровнях своего развития, в рамках заключённых договорённостей страны регулярно проводят совместные учения «Боевое содружество» с привлечением авиации, зенитных ракетных комплексов и радиолокационного оборудования.
Так, учения «Боевое содружество», прошедшие 26 октября 2016 года, были одними из самых масштабных за минувшие 20 лет. В манёврах приняли участие более 9 тыс. военнослужащих, было задействовано около 130 командных пунктов, 160 подразделений радиотехнических и более 40 – зенитных ракетных войск. В воздух поднялись около 100 единиц авиатехники стран СНГ, включая российские самолёты на аэродромах в Кыргызстане и Армении. Расчёты ЗРК провели условные пуски около 200 управляемых ракет.
Однако жизнь не стоит на месте и к воздушной среде, как несущей потенциальную опасность, давно присоединилось и космическое пространство. По этому сегодня объединенная система ПВО СНГ развивается в соответствии с Концепцией воздушно-космической обороны, которая была одобрена в 2015 году и заменила Концепцию охраны воздушного пространства.
Так, 8-9 февраля текущего года в Минске в Исполнительном комитете СНГ состоялось заседание экспертной группы по согласованию проектов документов о сотрудничестве государств – участников Содружества в военной сфере.
Главным вопросом, рассматриваемым на встрече, был проект Основных направлений адаптации объединенной системы противовоздушной обороны стран СНГ к решению задач воздушно-космической обороны.
В данном документе изложены мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, по строительству объединенной системы воздушно-космической обороны стран СНГ, а также подсистем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и подавления средств воздушно-космического нападения, организационной структуры и системы управления объединенной системы ПВО.
Фактически, это воссоздание на более технологичном уровне советской системы наблюдения за космическим пространством и предупреждения о ракетном нападении, элементы которых после развала СССР, оказались в разных государствах.
Кроме того, в документе прописаны мероприятия военно-технического сотрудничества с учетом выполнения задач воздушно-космической обороны, совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки, как в рамках объединенной системы ПВО государств – участников СНГ, так и в рамках создаваемых региональных систем.
Реализация данного проекта позволит в более короткие сроки обнаруживать ракеты и самолёты потенциального противника, находящиеся за сотни километров от территории государств-участников и прилегающих стран, что в свою очередь увеличит скорость реакции на угрозы, которые могут в итоге оказаться реальными.