Взлет над морем: МиГ-29К усилит боевую мощь флагмана ВМФ России 

Зачем авианосцу "Адмирал Кузнецов" новый корабельный истребитель и каков его экспортный потенциал 4 Июль 2016, 11:41
В Баренцевом море начались испытания обновленной авиационной группы флагмана Военно-морского флота (ВМФ) РФ "Адмирала Кузнецова".

Ожидается, что осенью 2016 г. палубная авиация крейсера будет участвовать в нанесении ударов по боевикам в Сирии из восточной части Средиземного моря. Впервые будут применяться новейшие палубные истребители МиГ-29К, которые до недавнего времени не размещались на авианосце на постоянной основе.
© РСК "МиГ"
План участия палубных летчиков смешанного авиакрыла в нанесении ударов по террористическим группировкам в Сирийской Арабской Республике Генштабом ВС РФ подготовлен, он имеет целью дать экипажам практику выполнения боевых вылетов с палубы авианосца для поражения наземных целей
Военно-дипломатический источник ТАСС

Правильное усиление

По мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, появление МиГов на корабле дополнит уже имеющиеся палубные истребители Су-33.
Истребитель Су-33 © Лев Федосеев/ТАСС
Прежде всего, это связано с тем, что Су-33 больше не выпускаются и не проводится их полная модернизация. Эксперт полагает, что "без перспектив улучшения летно-технических характеристик истребителя рассчитывать на него сложно". При этом некоторое количество этих самолетов еще остается в составе авиакрыла "Кузнецова".

Палубный истребитель МиГ-29К уже пошел в серию и его неоднократно успешно "испытывали" для военных коллег из Индии. Самолеты поставляются в эту страну с 2009 г. Всего было заказано для базирования на авианосцах "Викрамадитья" и "Викрант" 45 экземпляров МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по двум контрактам – от 2004 г. на 16 бортов, на сумму $730 млн, и от 2010 г. на 29 бортов, на сумму $1,2 млрд).
МиГ-29К отработан на различных режимах для индийского авианосца "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков"), улучшена его антикоррозийная защита, усилен планер, укреплены стойки шасси, увеличены емкости топливных баков, установлена система дозаправки в воздухе, а также увеличено количество видов вооружения. Кроме того, установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое можно совершенствовать под новые задачи
Виктор Литовки
По мнению эксперта, немаловажное значение имеет и тот факт, что МиГ-29К значительно легче, чем Су-33. Он занимает меньше места в ангаре авианосца, то есть в корабельной группировке может использоваться больше самолетов, чем раньше.
Сборка МиГ-29КУБ © Сергей Бобылев/ТАСС

Первый палубный

Истребитель четвертого поколения МиГ-29К стал первым в СССР боевым самолетом, способным взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом.
Истребитель предназначен для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, поражения надводных и наземных целей в любое время суток.

Он был разработан в 1980-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна, ныне – АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") под руководством главного конструктора Михаила Вальденберга, в дальнейшем значительно модернизирован.

В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне – производственный комплекс номер 2 АО "РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО "РСК "МиГ") в Московской области.

Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 г., машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 г. выполнил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне – "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") и первый взлет с корабельного трамплина.

Во второй половине 1980-х гг. для подготовки пилотов разрабатывался проект двухместной машины МиГ-29КУ с раздельными кабинами инструктора и обучаемого летчика, однако в начале 1990-х работы были приостановлены.
В 2000-х гг., после заключения контракта на поставку палубных истребителей ВМС Индии, был создан палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ с общей двухместной кабиной. Его первый полет состоялся 20 января 2007 г., машину пилотировал экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова. Неоднократно испытывал самолет в Баренцевом море и глава корпорации "МиГ" Сергей Коротков. 
Истребитель МиГ-29КУБ © РСК "МиГ"

Легче, прочнее и экономичнее

Сегодня корпорацией "МиГ" создаются новые самолеты унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, а также перспективный истребитель поколения 4++ МиГ-35. Все они спроектированы как новая платформа, которая имеет хороший потенциал для наращивания боевых возможностей на основе применения технологий, присущих самолетам уже пятого поколения.
Истребитель МиГ-29М2 © Роман Азанов/ТАСС
Внешне новые истребители похожи на обычный МиГ-29, но это абсолютно новые самолеты с серьезными изменениями в конструкции фюзеляжа, бортового оборудования и используемых при производстве материалах. Около 15% от всей поверхности фюзеляжа составляют композиты, которые в пять раз легче стали и на порядок прочнее.

Применение композитов позволило существенно снизить вес новых машин. Эта экономия пошла на наращивание боевой нагрузки и запаса топлива. Если классический МиГ-29 мог нести 2,5 т подвесок, то корабельный уже 4,5, а МиГ-35 – более 6 т. Внутренние баки новых МиГов вмещают почти в полтора раза больше топлива.

Кроме того, самолеты получили систему дозаправки в полете, что в совокупности с новыми ракетами класса "воздух – земля" позволит решать задачи, ранее доступные лишь бомбардировщикам.

Летно-технические характеристики серийного варианта МиГ-29К

© РСК "МиГ"
Длина самолета – 17,3 м.
Высота – 4,4 м.
Размах крыла – 11,99 м (полный) или 7,80 м (на стоянке авианосца).
Практический потолок – 17 500 м.
Перегоночная дальность полета – 2 тыс. км, с подвесными топливными баками – 3 тыс. км (2700 км с подвесными баками у МиГ-29КУБ).
Максимальная взлетная масса – 24 500 кг.
Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч.
Палубные модификации МиГ-29 могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс. т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером и способных принимать самолеты массой более 20 т. Также самолеты могут находиться на наземных аэродромах.

Серьезно изменена механизация крыла: самолет получил возможность взлетать с укороченным разбегом и садиться с меньшей скоростью.

Появление палубного истребителя МиГ-29К позволит существенно повысить боевой потенциал авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", что сделает логичными дальнейшие планы по созданию российского авианосного флота. 
Истребитель МиГ-29КУБ © РСК "МиГ"

Полет по проводам

На МиГ-29К полностью реализован принцип "стеклянной кабины", все приборы цифровые. Индикация выводится на цветные жидкокристаллические дисплеи. Обычное рулевое управление заменено на электронную систему: на западе ее называют fly-by-wire ("полет по проводам" – прим. ТАСС).

МиГ-29К вооружен пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4500 кг полезной нагрузки. Благодаря современной электронике способен применять весь спектр высокоточных ракет и авиабомб, в том числе и новейшие сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-31 и Х-35, авиабомбы с телевизионным наведением.
Существенно повышена выживаемость самолета в бою благодаря внедрению элементов технологии "стелс" и наращиванию возможностей бортового комплекса обороны за счет установки систем обнаружения пусков ракет и лазерного облучения.

Бортовое радиоэлектронное оборудование серийного варианта истребителя включает радиолокационную станцию "Жук-МЭ" (обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей, одновременный обстрел ракетами четырех из них), дополнительную систему навигации "Узел", автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат".

На самолеты устанавливается бортовая система видеорегистрации, автономная система выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей.

Двигатели РД-33МК – улучшенный вариант РД-33, которые устанавливались на классических МиГ-29. Благодаря доработке моторов их мощность возросла на 8%, была внедрена современная цифровая система управления FADEC.

На базе МиГ-29К/КУБ созданы и серийно выпускаются истребители аэродромного базирования: одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2. В 2012 г. на праздновании 100-летия ВВС России был продемонстрирован МиГ-29М2 в совместном полете с истребителем пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Также этот серийный вариант с успехом демонстрировался в Казахстане, Сербии и Словакии.

По мнению летчиков-испытателей МиГ-29К, в самолете с самого начала были заложены высокие маневренные характеристики, безопасность, автоматизация, простота и интуитивность управления для пилота.
Истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии © РСК "МиГ"

Без конкурентов

По мнению военных экспертов, по своим летно-техническим и эксплуатационным характеристикам новые корабельные МиГи как минимум не уступают современным зарубежным истребителям поколения 4+ и 4++. Эти самолеты выпускаются серийно и поступают на вооружение США (F/A-18E/F) и западноевропейских государств ("Рафаль", "Тайфун", "Грипен").
По соотношению "эффективность/стоимость" МиГ-29К/КУБ/М/М2 – это одно из самых перспективных предложений на мировом рынке. В связи с прекращением производства французских истребителей "Мираж 2000" и ожидаемого ухода с рынка истребителя американского F-16 у российского самолета просто не будет западных конкурентов в рыночной нише недорогих истребителей легкого класса.

По мнению военного обозревателя ТАСС, МиГ-29К можно сравнить с американским палубным многофункциональным истребителем F/A-18E/F Super Hornet. 
Максимальная взлетная масса в пользу американца. У того – почти 30 т, у нашего – 22,5 т. И боеприпасов американец может брать на борт, естественно, больше: 8 т против 5,5. У F-18 большее разнообразие применяемых боевых средств, а также узлов подвески вооружения. Но боевой радиус без топливных баков в нашу пользу: 726 км у них против наших 850 км. Выше у нас и практический потолок: 15 км у них против 17,5 км у нас
Виктор Литовки
Еще одно преимущество – высокая маневренность. При этом, поясняет Литовкин, Россия уступает США по количеству корабельных истребителей и по самим многоцелевым авианосным группам.
У нас всего один авианосец, у них – 10. И на них базируются также самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения, что резко усиливает боевые возможности группировки. У нас такую функцию выполняют вертолеты, чей радиус действия значительно меньше, чем у самолета
Виктор Литовки
МиГ-29К © AP Photo/Sergey Ponomarev

Перспективы в России

В 2013-2015 гг. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила Министерству обороны РФ 20 единиц МиГ-29КР и четыре единицы МиГ-29КУБР по контракту от 29 февраля 2012 г. С 2013 г. несколько машин из числа поставленных проходили опытную эксплуатацию в 279-м корабельном истребительном авиаполку Северного флота ВМФ РФ.
20 марта 2016 г. на аэродроме Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (г. Ейск, Краснодарский край) начались полеты МиГ-29КР/КУБР из состава воссозданного в январе 2016 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ РФ.

Если самолеты семейства МиГ-29М/М2 позволят сохранить нишу легких истребителей сухопутной группировки, а создание нового МиГ-35 вплотную приблизит его по боевым возможностям к истребителям пятого поколения, корабельный МиГ-29К в перспективе должен стать основным самолетом морской авиации ВМФ России.