Есть ли у нового Боинга шансы на победу?

Американские ВВС выбирают новый учебно-тренировочный самолет. Defence.ru выясняет, есть ли шансы у новой модели от компании «Боинг» и уместно ли сравнивать ее с российским Як-130. 14 Сентябрь 2016, 12:26

Американская корпорация «Боинг» представила свою новую разработку 13 сентября 2016 года. Самолет, созданный совместно с компанией Saab AB, будет участвовать в конкурсе ВВС США по программе Т-Х. Прокомментировать новинку мы попросили независимого эксперта Александра Ермакова.

Американская программа Т-Х призвана найти замену устаревшему учебно-тренировочному самолету повышенной летной подготовки Northrop T-38 Talon. Машина должна быть рассчитана на подготовку летчиков для истребителей пятого поколения.

Первый опытный образец учебно-тренировочного самолета Boeing T-X. Фото: Boeing

«T-38 выпущены в 60-х годах, и дело уже не в моральном устаревании, а в физическом — скоро, несмотря на все возможные капремонты, они исчерпают весь ресурс и на них станет просто опасно летать», — рассказывает Александр Ермаков. На данный момент известно, что в рамках программы США планируют закупить не менее 350 машин.

Эксперт достаточно высоко оценивает шансы новой разработки компании «Боинг» на победу в конкурсе: «Объединение Boeing / Saab будет, пожалуй, главным конкурентом Lockheed Martin/KAI. О качествах самолетов судить пока трудно, но на стороне „Боинга“ могут быть политические мотивы — в то время как „Локхид“ в ближайшей перспективе может монополизировать производство истребителей, военная линия „Боинга“ под угрозой закрытия в следующем десятилетии. Компания проиграла конкурсы на истребители пятого поколения и испытывает проблемы с поиском экспортных покупателей. Власти США вполне могут руководствоваться мотивами поддержки производителя».

Первый опытный образец учебно-тренировочного самолета Boeing T-X. Фото: Boeing

Уместно ли сравнивать новую модель с российским учебным самолетом Як-130, ведь в тендере участвует итальянский брат Як-130M-346 (под индексом T-100 его представляют вместе с американской фирмой Raytheon)? Здесь Александр Ермаков обращает внимание на иную специфику требований: «У США повышенные требования по пилотажным возможностям (тот же T-38 — фактически учебная версия истребителя F-5) и отсутствует интерес к превращению самолета в легкий штурмовик (несмотря на определенную дискуссию в этом направлении)».

«Можно сказать, что в России наблюдается противоположная ситуация, — замечает эксперт. — С одной стороны мы получаем самолет повышенной летной подготовки, вполне современный Як-130, обладающий большим потенциалом. В этой области американцы летают на самолетах полувековой давности (буквально). С другой стороны — у нас крайне тяжелая ситуация с самолетами начального уровня подготовки, а в той области у американцев, напротив, все хорошо». Напомним, в качестве учебно-тренировочного самолета начальной подготовки в США используют довольно новый турбовинтовой самолет T-6 Texan II.

Корпорация Boeing собирается поделиться подробностями о своей разработке по проекту учебного самолета T-X.