Потеснит ли китайский VT-5 российские танки на рынке вооружений?

Китай продвигает на экспорт новейший средний танк VT-5. О том, какие страны могут заинтересоваться машиной, которая легче и слабовооруженней, чем современные ОБТ, сможет ли VT-5 составить конкуренцию российским боевым машинами, и как бороться с китайской экспансией на рынке вооружения, Defence.ru рассказал эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов. 30 Ноябрь 2016, 14:06
На выставке Airshow China-2016 корпорацией NORINCO впервые был представлен новейший экспортный средний танк. Его масса составляет всего 33–36 тонн (в зависимости от пакета защиты). При сравнительно небольшой для современных танков массе, он обладает внушительными габаритами: длина — 9,2 метра, ширина — 3,3 метра (с бортовыми экранами) и высота — 2,5 метра. Машина вооружена 105-мм нарезным орудием с автоматом заряжания. Экипаж VT-5 состоит из трех человек, у командира и наводчика в башне есть стабилизированные прицелы с тепловизорами. Причем у командира прицел панорамный.
Каковы перспективы подобной машины, которая гораздо легче российских Т-72 и Т-90 и тем более — немецких «Леопардов» и французских «Леклерков», и всем ли нужны тяжелые и дорогие машины, рассказывает Алексей Хлопотов.
На Airshow China-2016 представили новый китайский экспортный танк VT-5. Как вы считаете, для каких рынков прочат его китайцы? Какие страны могли бы им заинтересоваться?
Очевидно, для развивающихся. Для небогатых стран, имеющих все же некий достаток, который позволяет покупать новые вооружения. Это, прежде всего, соседи Китая по Юго-Восточной Азии, а также, возможно, некоторые африканские страны.
«Оборонка» КНР часто заимствует существующие и зарекомендовавшие себя решения. Можно ли сказать, что этот танк полностью оригинален, или Китай представил очередной конструктор из достижений мирового танкостроения?
Этот танк — прямое развитие существующих китайских конструкций, причем развитие традиционное, ибо в Китае уже был прецедент — у них стоял на вооружении «облегченный» вариант среднего танка.
Каким танкам он способен составить конкуренцию на международных рынках? Сможет ли он бороться за заказы, например, с Т-72, Т-90 или Т-90 МС «Прорыв»? Будет ли его цена более привлекательной для стран с ограниченными военными бюджетами?

Разумеется, в данном случае китайские маркетологи от оборонки делают ставку на более низкую стоимость. Ведь даже такие машины как VT-1 и VT-2 находятся у них практически в той же ценовой категории, что и наш Т-90С в соответствующей — начальной, базовой — комплектации. Более продвинутый VT-4, который они вначале позиционировали как «ответ» нашему Т-90 МС, а потом и вовсе замахнулись на «Армату», как показали итоги контракта с Тайландом, по цене выходит дороже Т-90С в максимальных версиях, и даже Т-90 МС. Желающих же покупать дорогие танки сейчас почти нет. Предложение VT-5 нацелено, прежде всего, на конкуренцию с сегментом бывших в употреблении машин. Что Т-72, что, скажем, «Леопардов».
Т-90МС «Прорыв»
Масса танка составляет до 36 тонн, что соотносится, например, с советским основным боевым танком Т-55. При этом танк называют легким. Какую тактическую нишу он может занять в бою, не являясь ни легким, ни основным боевым танком в полном смысле слова? Есть ли ему место в боевых порядках?

А это и есть альтернатива устаревшим и уже физически износившимся Т-55. В мире их еще масса, но существует проблема с запчастями — они уже нигде не выпускаются, на складах их почти не осталось. Ремонты осуществляются путем каннибализма — часть машин «пускают на донора».
Танк Т-55
Что до классификации, то ее «легкость» или «тяжелость» давно уже массой машин не определяются. К примеру, германский «Рейнметалл» давно предлагает различные варианты «легких» танков на базе БМП «Мардер». Так их масса вообще за 40 тонн — почти как у наших Т-72 и Т-90. Шведско-британский легкий танк CV-90-120 от BAE Systems имеет массу 35 тонн, почти как у нового китайца. При этом он оснащен более мощной пушкой. А вот на стороне китайца, судя по всему, — лучшая защита. Вспомните, что мир перенасыщен устаревшим вооружением. Зачем покупать новейшие Т-90 или «Леопарды»-«Абрамсы», если у соседей — Т-54, АМХ-30, М60 или те же китайские «тип 69»? VT-5 при таком окружении представляется разумным и достаточным выбором.
В последнее время представлен ряд разработок в нише легких и средних машин: американский авиатранспортабельный Griffin, индонезийско-турецкий MMWT. О каких тенденциях в военном деле и строительстве армий можно говорить? Снова ли возникает класс средних танков? В силу утяжеления, удорожания ОБТ и их избыточности на ряде ТВД и конфликтов?

Война есть продолжение политики, а политика решает задачи экономики. Таким образом, все так или иначе крутится вокруг денег. Современные системы вооружений, в том числе бронетанковых, чрезвычайно дороги. Отсюда стремление к экономии, к разумной достаточности. Кризис — он ведь у всех, на всех сказывается. С другой стороны, с тактической точки зрения, танки — это вид оружия массового применения.
Прототип американского аэромобильного танка Griffin
Танк в одиночку, сам по себе, ничего не решит и очень быстро будет уничтожен. Удорожание танков вынуждает сокращать их количество в вооруженных силах. Налицо явное противоречие. Отсюда желание иметь более дешевую технику в бОльших количествах. Потерять один, два или даже три танка ценою по 2–3 миллиона долларов не так обидно и больно, как потеря хотя бы одного за 10 миллионов. Это все, так сказать, «экономический» аспект.
Турецко-индонезийский танк MMWT
Есть и еще одно — сейчас развитие тяжелых сухопутных систем вооружения очень сильно замедлилось. Никто точно не знает, что будет дальше, в каком направлении двигаться. Таким образом, идет некий поиск нового прорывного направления. Как с военно-практической точки зрения, так и в плане мировой торговли оружия. Именно по этой причине мы видим, что достаточно часто проходят сообщения о создании тех или иных образцов. Но большинство этих разработок заканчивается ничем. Они не находят своего заказчика. Не нужно ведь еще забывать, что все военные по натуре своей консервативны, воспринимают новое с трудом. Китай же очень активно стремится выйти на широкий международный рынок со своими танками. Поэтому также плодит массу самых разных образцов в надежде, что на какой-то из них клюнет крупный покупатель. При этом главный конкурент Китая — это Россия. Именно нас в плане танков китайцы пытаются обойти в первую очередь.
«Портфель заказов» «Рособоронэкспорта» наполняется за счет очень крупных межгосударственных контрактов. Это корабли и подводные лодки, комплексы С-300 и С-400, тяжелые истребители в больших количествах, ну и тому подобные вещи.

РОЭ почти не уделяет внимание небольшим заказам, не очень заинтересовано и в продвижении некоторых изначально слабо раскрученных образцов техники. Как пример могу привести СПТП «Спрут-СД/СДМ». По российской официальной классификации это «самоходная противотанковая пушка», перекрывающая очень узкую целевую нишу в частях ВДВ. Естественно, в больших количествах нашей армии она не нужна. На экспорт ее также никто не продвигает, причем просто от того, что нигде в мире — ну, разве что кроме США и все того же Китая — нет столь же мощных воздушно-десантных войск.
Авиадесантируемая САУ «Спрут-ДМ»
А ведь если посмотреть на эту «пушку» под несколько иным ракурсом и назвать «легким танком», то эта машина по части привлекательности станет лидером рынка. Ибо обладает самым мощным вооружением, плавает, да еще и может быть десантирована с воздуха. Целевой регион — опять же Юго-Восточная Азия. Но вот кто бы этим занялся?
Для координации усилий, для наведения порядка в сфере производства сухопутных вооружений, для наилучшего продвижения продукции на рынках вокруг УВЗ, как флагмана отрасли, должен быть выстроен холдинг с соответствующей профессиональной управляющей надстройкой. Это именно тот рецепт, который поможет России удержаться на мировых рынках сухопутных вооружений перед лицом экспансии на них китайской промышленности. Такие вот глубинные и глобальные вопросы вскрываются при внимательном изучении, казалось бы, отдельного, частного вопроса.