США создадут дорожную систему для боевых подводных дронов

Использование беспилотных летательных аппаратов давно стало неотъемлемой частью современной войны — то же самое, по мнению Пентагона, должно произойти и с подводными дронами. Минобороны США продумывает подводную «дорожную систему», которая позволит патрулирующим морское дно беспилотникам подзарядиться и обменяться информацией. 25 Ноябрь 2016, 13:49

Контр-адмирал ВМС США Матиас Винтер назвал новый проект «подводной системой магистралей имени Эйзенхауэра» — по аналогии с наземной дорожной сетью, соединяющей американские штаты, сообщает ресурс Stars and Stripes.

Находящийся в стадии разработки проект готовится в качестве ответа на усиление вооруженных сил России и Китая. В то время как последние вкладывают средства в развитие подводных флотов, Пентагон стремится захватить преимущество за счет внедрения новых технологий — особенно в области робототехники и автономных систем. По словам американских военных, в работе над проектом есть ощущение безотлагательности — полномасштабная подводная война в один прекрасный день может стать такой же реальностью, как война на море, на суше или в воздухе, и США хотят быть к этому готовы.

Министерство обороны РФ начало развертывать уникальную подводную систему гидроакустического слежения под названием «Гармония». Она сделает «прозрачными» целые районы Мирового океана.

Подводные беспилотники работают в гораздо более жестких условиях, чем воздушные, поэтому от задействованных в проекте технологий требуется преодолеть трудности, связанные с эксплуатацией под водой — в первую очередь, давлением и воздействием морской воды на материалы. Поддержка постоянной связи также будет затруднена, поэтому подводные дроны должны быть способны на большую автономность, чем их летающие «коллеги». Таким образом, основная цель проекта состоит в том, чтобы создать подводную сеть «станций техобслуживания», которая позволила бы дронам выполнять свою работу в течение месяцев и даже лет.

В рамках проекта ВМС уже испытывают системы по составлению карт океанского дна, поиску мин, отслеживанию подлодок и даже наступательным действиям. Тестируются и новые беспилотники, способные на проведение длительных автономных операций — например, Echo Ranger и Echo Seeker компании Boeing. Последняя дебютировала в этом году Echo Voyager — беспилотную подлодку, не зависящую от кораблей поддержки и способную на автономное плавание в течение нескольких месяцев. Приобретенная недавно General Dynamics компания Bluefin Robotics разрабатывает несколько типов подводных роботов — например, Bluefin-21, который может запускать подводные микродроны SandSharks, способные сканировать береговую линию противника и всплывать на поверхность для передачи данных на самолет.

По словам главы Управления военно-морских исследований контр-адмирала Матиаса, конечная цель состоит в том, чтобы иметь возможность развертывать крупные «беспилотные» силы, пользующиеся системой техобслуживания «на дне семи океанов». Дроны могли бы в больших количествах запускаться с обитаемых или беспилотных подлодок — как истребители с авианосцев, и автономно работать в течение долгого времени, периодически «отдыхая», подзаряжаясь и обмениваясь информацией на подводном аналоге «заправок».

В том, что касается реализации этих планов, по-прежнему существует множество проблем. По мнению вице-президента, руководителя военно-морских и стратегических проектов General Dynamics Карло Заффанелла, развитие индустрии подводных дронов сейчас находится на той же технологической стадии, на которой находилось развитие индустрии летающих беспилотников в 1990-е годы. Проблемы увеличения ресурса батареи все еще не решены, но в области автономности и обработки сигнала прогресс очевиден. Главное, что он идет сейчас — «в то время, когда подводная война становится все актуальнее», считает Заффанелла.

Blackwing обеспечивал связь между подлодкой и подводными роботами

Однако проблемы могут возникнуть не только технические. Сейчас у Пентагона большие планы на «подводную» индустрию — в 2015 году у ВМС впервые появился заместитель министра по беспилотным системам, а бюджет запланированных в индустрию инвестиций на ближайшие годы составляет три миллиарда долларов, — но пока никому не известно, что по этому поводу думает новый президент. Впрочем, по мнению старшего научного сотрудника Центра стратегических и бюджетных оценок США Брайана Кларка, Трамп не сможет отрицать приоритетность подготовки к подводной войне. «Сейчас не только США, но и многие другие страны укрепляют свои надводные морские силы, так что нам придется больше полагаться на действия под водой. Пентагон считает, что именно в подводной войне у США есть возможность получить существенные преимущества над остальными».

После избрания Дональда Трампа президентом США большинство СМИ пытаются разобраться в до сих пор расплывчатых намерениях и взглядах новоизбранного президента и определить примерные перспективы и направления его деятельности на новом посту. The Washington Post и Military Times задались вопросом: какой может быть политика Трампа в отношении многомиллиардного военно-промышленного комплекса США.