The National Interest: России не хватает квалифицированных палубных летчиков

В американском издании The National Interest появился материал, в котором эксперты обсуждают нехватку летчиков палубных истребителей для авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». 22 Сентябрь 2016, 11:48

Первоначально выход «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии был запланирован на октябрь, однако дата была сдвинута — ссылаясь на газету «Известия», пишет американское издание. Одной из причин задержки с перебазированием «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии, по мнению авторов The National Interest, является отсутствие квалифицированных пилотов.

Издание сообщает, что «аналитики, специализирующиеся на российских военных делах, едины во мнении, что обучение пилотов является слабым звеном возможностей российской морской авиации». «Основной проблемой для МиГ-29K теперь стала нехватка подготовленных пилотов для этого типа самолетов, а не каких-либо технические проблемы» — приводит слова научного сотрудника Центра анализа стратегий и технологий, главного редактора Brief Moscow Defense Михаила Барабанова The National Interest.

Но нехватка пилотов для авиакрыла крейсера не заканчивается на МиГ-29К. Для ноябрьского выхода в Средиземное море ожидается усиление группировки десятью Су-33 и лишь четырьмя Миг-29К. Однако последние имеют некоторые преимущества по сравнению с Су-33. МиГ-29K — меньше и проще в обращении. «Тем не менее, в то время как в России, казалось, планировали переход с Су-33 на МиГ-29K, Москва, похоже, решила, что оба типа самолетов будут существовать параллельно», — говорит Барабанов.

СУ-33 и МИГ-29КУБ на ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Фото: Палубная авиация ВМФ России/ВКонтакте

Рассуждая об эффективности «Адмирала Кузнецова» у берегов Сирии научный сотрудник Центра военно-морского анализа Майкл Кофман задается вопросом, насколько эффективным будет авианосец советской постройки. Главная проблема, по мнению эксперта, в том, что «Кузнецов» использует трамплин для запуска самолетов, а не катапульту.

Тем не менее, источники ВМС США считают, что падение боевых возможностей МиГ-29 корабельной модификации и Су-33 из-за использования трамплина вместо катапульты будет меньшим, чем было бы на американских истребителях типа FA-18 компании Boeing — в силу лучших аэродинамических характеристик и большей тяговооруженности российских истребителей. Вместе с тем, падение боевой нагрузки будет достаточно серьезным.

Кроме того, американцы задаются вопросами относительно опыта, который даст ВМФ России поход «Кузнецова». «Я бы не назвал это боевой операцией. Это будет опыт в проведении воздушных атак при господстве в воздухе», — замечает Дмитрий Горенбург, сотрудник Центра военно-морских исследований США. «Ситуация сильно отличается от боя с противником, который располагает собственными самолетами и системой ПВО. Но, да, это будет похоже на то, как использует свои авианосцы последние 25 лет США», — говорит эксперт.

Также The National Interest отмечает, что после завершения сирийского похода, «Кузнецов» отправится на модернизацию. Михаил Барабанов считает, что корабль не будет сильно модернизирован, а Кофман и Горенбург утверждают, что модификации будут более обширными.

Военный обозреватель Lenta.ru Илья Крамник прокомментировал для Defence.ru публикацию The National Interest: «По факту, поход „Адмирала Кузнецова“ будет экспериментальным, для испытания новой техники — МиГ-29К и, возможно, Ка-52К. Ждать серьезных боевых результатов, думаю, не стоит, но вместе с тем, это будет первый в истории российской палубной авиации опыт применения боевого самолета по реальному противнику. И в этом плане значение переоценить невозможно. Что же до нехватки летчиков — да, есть такая проблема. Будем надеяться, что ситуацию удастся исправить за счет использования комплекса НИТКА в Саках и его новопостроенного аналога в Ейске, а также за счет совершенствования этих объектов ради сохранения и развития палубной авиации».